event

Православная церковь при новом патриархе

Wed. November 23rd, 2011
Москва

IMGXYZ3328IMGZYXРоссию трудно представить без православия. В настоящее время особый интерес вызывает трансформация института Русской православной церкви, начавшаяся с приходом к власти в начале 2009 г. нового патриарха Кирилла. Об этой трансформации говорилось в Московском Центре Карнеги на презентации новой книги «Православная церковь при новом патриархе» (четвертой книги в серии «Религия в Евразии»), выпущенной Московским Центром Карнеги и издательством РОССПЭН под редакцией сопредседателя программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексея Малашенко и руководителя проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергея Филатова. Вел презентацию А. Малашенко. 

Реформирование церкви

  • Попытка осовременить РПЦ. С точки зрения масштабности проводимых реформ «сегодня претензии церкви громадны», отметил С. Филатов. Новый патриарх Кирилл пытается придать церкви современный облик: это означает, что РПЦ должна занять в России примерно то же место, которое занимает церковь в других демократических странах, и играть ту же социальную роль, какую играют церковные организации в Европе и Америке.
     
  • Новые элементы. Как подчеркнул С. Филатов, патриарх Кирилл пытается не только исправить последствия советского режима, но и привнести в жизнь РПЦ некоторые элементы, которые были ей несвойственны на протяжении ее истории. Так, например, для РПЦ не слишком характерно участие в социально-благотворительной деятельности; сейчас же ситуация меняется. По словам С. Филатова, патриарх стремится церковь более культурной, интеллигентной, поднять уровень образования внутри церкви.
     
  • Архаичные элементы. Однако, как указал С. Филатов, одновременно с прогрессивными реформами внутри РПЦ пробуждаются и усиливаются некоторые архаичные, тормозящие элементы — такие, как внутрицерковная бюрократизация и построение власти по принципу вертикали, полный контроль над нижестоящими чинами и их бесправность перед вышестоящими, поддержка политического авторитаризма, попытки дискриминации религиозных меньшинств.
     
  • Связь РПЦ и власти. Люди внутри церкви, по словам С. Филатова, слабы, неорганизованны и неактивны, поэтому в попытках продвинуть реформы РПЦ пытается опираться на государственную власть. А. Малашенко добавил, что при этом церковь обретает политические амбиции и претендует на то, чтобы быть субъектом политики. Однако в итоге усиливается зависимость РПЦ от власти, и ни к чему хорошему, по убеждению С. Филатова, такая тесная взаимосвязь РПЦ и власти привести не может.

С. Филатов подчеркнул, что сейчас нельзя с уверенностью сказать, какие из начинаний в результате окажутся для РПЦ положительными, а какие, возможно, приведут к закоснению и изоляции церкви. 

Личность нового патриарха

Текущая трансформация РПЦ связана с именем патриарха Кирилла, но А. Малашенко заметил: неясно, действительно ли изменения вызваны исключительно воздействием личности патриарха. Возможно, какие-то реформаторские тенденции будут продолжаться и в дальнейшем — и это значит, что они зависят не от конкретной личности, а от того, как развивается общество.

event speakers

Сергей Филатов

Алексей Малашенко

Бывший консультант программы «Религия, общество и безопасность»