Источник: Getty
Статья

Чем закончится «дело Бо Силая»?

Cкорее всего, по «делу Бо Силая» будет достигнут компромисс - осуждение на большой срок, но не смертная казнь. Как воспримет этот компромисс китайское общество, которое уже сейчас высказывает сомнения в эффективности объявленной новым руководством борьбы с коррупцией?

26 августа 2013 г.
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

25 июля агентство «Синьхуа» сообщило, что прокуратура города Цзинань (столица провинции Шаньдун) официально предъявила обвинение бывшему члену Политбюро ЦК КПК и секретарю комитета КПК города Чунцин Бо Силаю. В сообщении агентства «Синьхуа» подчеркивается, что «находясь на государственной службе, Бо Силай использовал служебное положение в корыстных целях; незаконно забирал чужое имущество в особо крупных размерах; брал взятки в крупных размерах; злоупотреблял служебными полномочиями». Все это «привело к нанесению серьезного ущерба интересам государства и народа и особо отягчающим обстоятельствам; он обвиняется по совокупности преступлений за взяточничество, коррупцию и злоупотребление служебным положением»…

Тучи над головой Бо Силая начали сгущаться еще в марте 2012 года, а формальным поводом для нападок на него послужило бегство в генеральное консульство США в городе Чэнду его ближайшего помощника, вице-мэра и главы управления общественной безопасности города Чунцин Ван Лицзюня. Как сообщалось в прессе, именно Ван Лицзюнь предоставил документальные доказательства совершенных Бо Силаем коррупционных и иных преступлений, а также подготовки им государственного переворота с целью недопущения избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР. Он же сообщил об участии жены Бо Силая Гу Кайлай в убийстве 15 ноября 2011 года бизнес-партнера семьи Бо, британского гражданина Нила Хэйвуда.

Ван Лицзюнь сдался специальной группе, прибывшей из Пекина, был подвергнут суровому допросу и 18 сентября 2012 года был осужден Народным судом города Чэнду. Поскольку, как подчеркивалось в обвинительном заключении по «делу Ван Лицзюня», он дал показания на Бо Силая и помог в расследовании «дела Хэйвуда», а также «раскрывал крупнейшие преступления и нарушения закона, совершенные другими лицами» и «сделал большой вклад в защиту правопорядка», вердикт оказался сравнительно мягким. По совокупности Ван Лицзюнь был приговорен к 15 годам тюремного заключения и лишению политических прав сроком на один год.

Гу Кайлай была арестована 10 апреля 2012 года, а 20 августа суд города Хэфэй провинции Аньхой огласил приговор по «делу Гу Кайлай». Согласно решению суда, Гу Кайлай была приговорена к смертной казни с двухлетней отсрочкой. Подельник Гу Кайлай Чжан Сяоцзюнь приговорен к 9 годам тюремного заключения. Кроме того, от 5 до 11 лет тюрьмы получили четыре сотрудника полиции города Чунцин, обвиненные в сокрытии убийства в ноябре 2011 года.

Любопытно, что имя Бо Силая не упоминалось ни в первом, ни во втором случае. Не менее любопытно, что в «деле Гу Кайлай» суд ограничился только обвинением в убийстве, оставив без рассмотрения доказанный факт участия Гу Кайлай в незаконной предпринимательской деятельности и переводе значительных сумм за рубеж. В ходе следствия Гу Кайлай призналась в этом, и в ходе следствия фигурировала цифра в 6 млрд. долл., которые семья Бо перевела за рубеж. Кроме того, были доказаны факты незаконного предпринимательства как семьи Бо, так и их родственников.

Что касается самого Бо Силая, то 15 марта 2012 года он был освобожден от должности секретаря комитета КПК города Чунцин, а 4 апреля ЦК КПК приостановил его членство в Политбюро и в ЦК КПК. 28 сентября Политбюро ЦК КПК и Центральная комиссия по проверке дисциплины КПК (ЦКПД) приняли решение о начале расследования по «делу Бо Силая», через месяц 26 октября Бо Силай был лишен мандата депутата ВСНП, а 4 ноября 2012 года ЦКПД приняла решение о серьезных нарушениях дисциплины Бо Силаем.

В ходе разбирательства в ЦКПД было установлено, что во время пребывания на посту руководителя администраций города Далянь, провинции Ляонин, Министерства коммерции и будучи членом Политбюро ЦК КПК и секретарем Чунцинского комитета КПК:

  • Бо Силай, злоупотребляя служебным положением, нарушил партийную дисциплину и совершил серьезные ошибки в деле с Ван Лицзюнем и в деле Богу Кайлай (супруга Бо Силая Гу Кайлай) об умышленном убийстве. За эти два дела он несет большую ответственность;
  • Бо Силай, используя служебное положение, оказывал давление на других людей, сам или через членов своей семьи получал от других лиц взятки на огромную сумму;
  • Богу Кайлай, используя служебное положение Бо Силая, оказывала воздействие на других людей с целью завладения их имуществом;
  • Бо Силай поддерживал со многими женщинами ненадлежащие сексуальные отношения;
  • Бо Силай нарушил организационную и кадровую дисциплину, допускал ошибки и упущения в кадровой работе;
  • Действия Бо Силая повлекли за собой тяжкие последствия и испортили репутацию партии и государства.

9 января 2013 года ЦКПД сообщила, что «дело Бо Силая» передано в судебные органы. Был ли Бо Силай арестован или находился под домашним арестом, не сообщалось. Хотя это и не суть важно. Важно то, что следствие по его делу шло более полугода, и вполне можно предположить, что главной его целью был торг – жизнь в обмен на показания. Во всяком случае, китайская оппозиционная пресса сообщала, что сначала Бо Силай отказывался сотрудничать со следствием, полагая, что за него вступятся его влиятельные друзья и население городов Далянь и Чунцин, в которых о нем была неплохая память. Однако, когда не произошло ни первого, ни второго, он начал давать показания, и, скорее всего, рассказал немало интересного, о чем свидетельствует цитируемое выше обвинительное заключение.

Как и в случае с его супругой Гу Кайлай, скорее всего, было принято решение «не выносить весь сор из избы» и ограничиться стандартным обвинением в коррупции и злоупотреблении служебным положением. И объясняется это довольно просто. Если начать «копать» глубже, то вслед за Бо Силаем на скамье подсудимых могут оказаться многие представители политического класса, в отношении которых могут всплыть не только факты коррупции или злоупотребления служебным положением, но и более серьезные преступления – в частности организация гонений на последователей движения «Фалуньгун» и физическое уничтожение своих политических противников.

Но главное – все это серьезно подорвет и без того достаточно низкий позитивный имидж КПК и лишний раз покажет, что партия теряет свои способности по управлению государством. Как справедливо пишут некоторые китайские авторы, «дело Бо Силая» это «горячая картошка» в руках КПК, поскольку все инкриминируемые ему преступления, так или иначе, могут быть инкриминируемы КПК в целом.

Во-первых, «дело Бо Силая» обнажило главную проблему современного Китая стало очевидно, что КПК теряет свое влияние в обществе, в высшем руководстве не только нет единства относительно методов управления страной, но и имеет место открытая политическая борьба.

Во-вторых, «дело Бо Силая» открыто продемонстрировало «секрет полишинеля» в коррупционные схемы вовлечены практически все чиновники, в том числе и высшее руководство КПК и КНР, а принимаемые ЦК КПК и Госсоветом КНР жесткие меры по борьбе с коррупционерами имеют своей целью не столько предотвращение этого явления, сколько устранение политических конкурентов.

Третья обнажившаяся проблема – признание высшим руководством КПК того факта, что центральные власти теряют контроль над местными органами власти, над руководством низовых организаций партии и над сельскими парткомами. Какова бы не была истинная причина краха Бо Силая, вполне очевидно, что связан он с политической борьбой в руководстве ЦК КПК и стремлением руководителей на местах играть более значимую роль в принятии политических и иных решений. И именно по этой причине, прежде чем принять окончательное решение по «делу Бо Силая» Си Цзиньпин провел основательную «зачистку» партийного и административного руководства на местах.

Но самое сложное заключается в том, что Бо Силай олицетворяет собой одно из имеющих место в современном Китае идеологических направлений – так называемых «новых левых». Приверженцы этого направления есть не только в обществе, но и среди политического класса. Отнюдь не все готовы следовать тем идеологическим установкам, которые продвигает Си Цзиньпин.

Если руководство КПК хочет избавиться от Бо Силая политически, оно должно раскритиковать эту идеологию, что маловероятно. Во всяком случае, Си Цзиньпин недавно дал понять, что первые и последние 30 лет правления КПК не противоречат друг другу. И хотя это не означает, что ему действительно нравится эпоха правления Мао Цзэдуна, тем не менее, в сегодняшних условиях у него просто нет выбора.

А это означает, что, скорее всего, по «делу Бо Силая» постараются достичь компромисса. Безусловно, он будет осужден на большой срок, но вряд ли прокуратура будет требовать для него смертную казнь. Другой вопрос, как воспримет этот компромисс китайское общество, которое уже сейчас высказывает сомнения в эффективности объявленной новым руководством борьбы с коррупцией – «мухи» в ходе этой кампании будут убиты, а вот «тиграм» почти наверняка все сойдет с рук.

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.