Источник: Getty
Комментарий

Забытые пряники. Зачем Россия вернула безвиз и авиаперелеты с Грузией

Для России Грузия — экспериментальный полигон. Она стала первой и единственной страной в СНГ, которую Москва наказала визовым режимом. Затем первой, с кем воевала. А потом первой, чьи регионы отторгла через признание их независимости. Сейчас Москва ставит новый эксперимент: идет на односторонние уступки государству, с которым у нее нет дипломатических отношений

Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

Решение Владимира Путина отменить визовый режим с Грузией, введенный им же 23 года назад, и возобновить с ней авиасообщение, прерванное его же указом в 2019 году, можно, с одной стороны, считать ожидаемым. Ведь еще в конце прошлого года российские дипломаты и парламентарии прямо говорили о возможности таких шагов навстречу Тбилиси.

С другой стороны, оно вполне оправданно стало сенсацией, потому что за последние годы все отвыкли от того, что Россия готова делать хоть какие-то позитивные жесты в отношении соседей. И, скорее всего, отвыкли не зря, потому что и у этого жеста Москвы тоже просматривается двойное дно.

Чем обязаны?

Об отмене визового режима и перезапуске авиасообщения с Грузией в Москве думали давно. Положительное решение по визам было полностью проработано еще в 2019 году и лежало на столе Путина в ожидании росчерка его пера. Поставить подпись под указом помешал громкий, до сих пор не забытый скандал с депутатом Госдумы РФ Сергеем Гавриловым. В августе 2019 года его появление в кресле спикера грузинского парламента на Межпарламентской ассамблее православия вызвало в Тбилиси массовые антироссийские протесты.

В ответ российские власти обвинили Грузию в разгуле русофобии (президент Саломе Зурабишвили тогда назвала Россию «врагом и оккупантом») и в очередной раз запретили российским авиакомпаниям туда летать, объяснив это необходимостью обеспечить безопасность собственных граждан. До этого полеты прекращались дважды: в связи с обострением отношений в 2006 году и из-за войны 2008 года.

И вот сейчас, на фоне продолжающейся войны России с Украиной, точно не улучшившей отношение грузинского общества к России (по мартовским опросам, 87% грузин считают РФ «главной угрозой»), Москва вдруг возобновляет авиарейсы и отменяет визы.

Российский МИД объяснил решения Путина «принципиальным подходом» Москвы, который призван облегчить общение и контакты граждан России и Грузии, «невзирая на отсутствие дипломатических отношений». Дипотношения, напомним, были разорваны Тбилиси после российско-грузинской войны 2008 года.

Директор курирующего Кавказ четвертого департамента российского МИДа Денис Гончар говорил в прошлом году, что визы для грузинских граждан могут отменить, а перелеты в Грузию разрешить «в случае формирования нужных для этого предпосылок». И добавил: «Условия в Тбилиси хорошо известны».

Гончар не пояснял, что именно это были за условия. Собеседники в грузинских госструктурах рассказывают, что при контактах с Москвой после 2019 года представители России постоянно указывали на то, что для возобновления полетов и отмены виз грузинской стороне нужно, во-первых, обеспечить безопасность российских граждан, а во-вторых, прекратить антироссийскую пропаганду в СМИ. Понятно, что ни первое, ни второе грузинские власти гарантировать не могли. За каждым россиянином не уследишь, а СМИ в Грузии давно максимально критично настроены в отношении России.

В последние месяцы, по моим данным, никаких контактов по теме виз и перелетов между Москвой и Тбилиси вообще не было. Для грузинских властей российское решение стало сюрпризом — в правительстве даже не сразу смогли сформулировать официальную реакцию.

Глава МИД Илья Дарчиашвили высказался лишь спустя несколько часов после того, как 10 мая новость о путинских указах разлетелась в СМИ. Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили прокомментировал ситуацию только на следующий день. И Гарибашвили, и Дарчиашвили, впрочем, шаги России одобрили. Это, правда, не развеяло подозрений в том, что за внезапными поблажками Москвы стоит нечто большее, чем желание облегчить жизнь грузинским и российским гражданам.

Грузия раздора

Москва и до вторжения в Украину не баловала соседей, особенно тех, что стремятся вступить в Евросоюз и НАТО, жестами доброй воли. Да и в целом годами наработанный Россией имидж таков, что даже ее бескорыстная помощь воспринимается настороженно. Еще не забылись дискуссии о том, уйдут ли из Казахстана российские военные, которых туда направляли как миротворцев ОДКБ во время беспорядков в январе 2022 года. Военные ушли, чтобы в феврале 2022-го появиться на территории Украины с совсем иной миссией.

В случае с послаблениями для Грузии возникают другие мысли: любой примирительный жест России на фоне ее войны с Украиной представляется отравленным яблоком, которое может испортить и так не безоблачные отношения проевропейской и даже пронатовской Грузии с Западом. Так, в общем, и вышло. Решение об отмене виз и возобновлении полетов вызвало жесткую реакцию не только у грузинской оппозиции и президента Зурабишвили, но и у ЕС и США.

Брюссель напомнил грузинским властям об их курсе на вступление в Евросоюз, отдельно указав, что если Грузия претендует на статус страны-кандидата в ЕС, то ей следует соблюдать антироссийские санкции. В американском Госдепе тоже не стали хвалить Тбилиси: «Все западное сообщество дистанцировалось от российского режима, и сейчас не время для какой-либо страны расширять свое взаимодействие с Россией».

Однако пока все выглядит так, что грузинские власти готовы пойти наперекор пожеланиям Запада. На критику ЕС премьер Гарибашвили ответил, что товарооборот Грузии с РФ составляет около $1 млрд в год, тогда как Евросоюз сам торгует с Россией «за четыре дня то, что мы торгуем за год». Глава правительства также напомнил, что после войны 2008 года Запад продолжил с Россией business as usual. То есть отказываться от российских даров в Тбилиси, похоже, не собираются.

Для грузинской стороны возобновление полетов куда важнее, чем отмена виз. Да, официально Тбилиси говорит о почти миллионе проживающих в России соотечественников, но эта цифра, скорее всего, сильно завышена. По переписи 2010 года, грузин в РФ не более 160 тысяч, и становится все меньше. По словам моих собеседников в Тбилиси, сейчас грузин в России около 113 тысяч, из которых лишь 20 тысяч — граждане Грузии. То есть ожидать, что в Россию хлынет поток грузинских граждан, вряд ли стоит. Зато жест с отменой введенных еще в 2000 году виз выглядит широким, не требуя особых усилий и затрат.

С перелетами, которые запускаются в туристический сезон, другая история. В Грузии научились зарабатывать на туризме, ставшем важной для экономики отраслью. Прямое авиасообщение точно привлечет в страну больше россиян, для которых грузинское направление давно и хорошо знакомо. Тем более сейчас — когда выбор других маршрутов резко сократился.

России тоже важно дать российским авиакомпаниям и турагентствам заработать в сложные времена, а гражданам — предоставить возможность побывать за границей. Но вряд ли это здесь главное. Важнее — геополитические плюсы. Конфликт Тбилиси с Брюсселем и Вашингтоном для Москвы как минимум приятен. Но может быть еще и полезен.

Если Запад осерчает настолько, что не даст Грузии статус кандидата в ЕС, то отношения могут еще больше ухудшиться. Трещина в них появилась не сейчас, а год назад, когда Украина и Молдова получили от Брюсселя статус стран-кандидатов на вступление в Евросоюз, а Грузия была обделена и своей обиды не скрывала. Теперь Москва сыграла на этом, подарив Тбилиси безвиз и перелеты.

Еще одним бонусом для России может стать дальнейшее ухудшение отношений Грузии с Украиной. Украинские власти внимательно следят за тем, кто и как на постсоветском пространстве относится к России. Они не раз критиковали Грузию за то, что та, фактически союзник и попутчик Украины на пути в ЕС, не присоединилась к антироссийским санкциям. А тут Тбилиси еще больше укрепляет связи с Москвой.

Поле чудес

Так вышло, что Грузия стала для России площадкой для самых разных, часто болезненных экспериментов. Это первая страна в СНГ, в отношении которой Москва в одностороннем порядке ввела визовый режим. Соответствующее поручение российскому МИДу Владимир Путин отдал еще в 1999 году, когда был премьером при президенте Борисе Ельцине. Поводом стали трения с Тбилиси из-за ситуации на границе с Чечней, где тогда шла война.

Также Грузии одной из первых в СНГ довелось испытать на себе российское торговое эмбарго. В 2006 году Россия запретила сначала импорт грузинского вина, а потом минеральной воды «Боржоми».

В 2008 году Грузия стала первой страной, на чью территорию Москва ввела войска после распада СССР. В том же году случился еще один прецедент: 26 августа, после окончания российско-грузинской войны, Россия признала независимость двух грузинских регионов — Абхазии и Южной Осетии.

Тогда Москве удалось избежать серьезного охлаждения отношений с Западом, но сама Грузия после войны покинула СНГ и разорвала с Россией дипломатические отношения. При этом в 2012 году Тбилиси в одностороннем порядке отменил визы для россиян — решение об этом принял Михаил Саакашвили, которого Москва считала своим злейшим врагом.

После прихода к власти «Грузинской мечты» в 2012 году, двум странам удалось выработать сравнительно ровные отношения, где скандалы периодически вспыхивают, но остаются без тяжелых последствий. И это тоже уникальный случай. Грузия по-прежнему стремится в ЕС и НАТО и настаивает, что Россия оккупировала ее территорию. Но это не мешает России быть одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Грузии, а российским туристам — без проблем и в большом количестве ездить туда отдыхать.

Дипотношения разорваны, но стороны регулярно общаются в запущенном в 2008 году многостороннем формате Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Вопросы российско-грузинских отношений с 2012 года также обсуждают в двустороннем формате спецпредставитель премьера Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе и глава комитета Совета Федерации РФ по международным делам Григорий Карасин.

Тбилиси поставил экономику впереди политики и не изменил этому подходу даже с началом российского вторжения в Украину. Однако Москва явно рассчитывает на большее. Например, что Грузия начнет активно участвовать в Консультативной региональной платформе «3+3» (три страны Южного Кавказа плюс Иран, Россия, Турция).

Поэтому Россия готова подкидывать нынешнему грузинскому руководству подарки, понимая, что хоть какое-то сближение с Грузией возможно, только если власть в стране сохранится в руках «Грузинской мечты». Альтернатива ей — Единое национальное движение: партия, созданная Саакашвили и выступающая с жестких антироссийских позиций.

Если «мечтателей» сменят «мишисты», любым намекам на развитие российско-грузинского сотрудничества придет конец. «Грузинская мечта» постоянно маркирует оппозицию как партию войны — войны с Россией. Себя она позиционирует как силу, которая думает об интересах граждан и работает на них. Приток в страну денег от российских туристов добавит этим аргументам убедительности накануне важных парламентских выборов, намеченных на 2024 год. Сделка, даже если ее не было, выглядит выгодной для обеих сторон: «мечтатели» сохраняют власть в Грузии, а Россия укрепляет с Грузией существующие связи, которые из нынешних отношений без отношений могут перерасти в нечто большее.

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.