Создание президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии открыло новую главу в отношениях между двумя странами — с опорой на институты, с прицелом на конкретные результаты и долгосрочную перспективу. На мероприятии в Московском Центре Карнеги заместитель директора Российско-Eвразийской программы Фонда Карнеги за Международный Мир Мэтью Рожански представил свою брошюру «Незаменимые институты: Комиссия Обамы — Медведева и пятьдесят лет американо-российского диалога». В мероприятии также приняли участие заместитель главы дипломатической миссии США в России Эрик Рубин и исполнительный секретарь Комиссии Эдуард Малаян (он также рецензировал русскую версию брошюры, выпущенную Московским Центром Карнеги). В роли модератора выступила заместитель директора по связям с общественностью Московского Центра Карнеги Наталия Бубнова.

Эволюция российско-американских отношений

Представляя опубликованную брошюру, М. Рожански отметил, что она посвящена не политическому курсу или проблемам двусторонних отношений, а институтам, в рамках которых осуществляется диалог между Вашингтоном и Москвой.

  • Эпоха «холодной войны». После окончания Второй мировой войны на международной арене появились две сверхдержавы: США и СССР. Однако реальный диалог между ними начался лишь в 1956 году, когда глава советского государства Никита Хрущев осудил преступления Сталина и Советский Союз стал более готов к политике мирного сосуществования с Соединенными Штатами, пояснил М. Рожански. Первым конкретным шагом в этом направлении стало подписание Соглашения Лейси — Зарубина, названного по имени руководителей делегаций на переговорах с американской и советской стороны и обеспечившего, хотя и под строгим контролем властей, двусторонние обмены учеными и студентами в академической и научно-технической сфере. Дальнейший период «холодный войны», отметил М. Рожански, прошел под знаком «дипломатии на высшем уровне», охватывавшей взаимодействие в таких областях, как здравоохранение, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и разоружение.
     
  • Комиссия «Гор — Черномырдин». После распада СССР в 1991 году президенты Билл Клинтон и Борис Ельцин стремились развивать двустороннее сотрудничество посредством созданной в 1993 году Комиссии «Гор — Черномырдин». Задачей этой комиссии, возглавляемой вице-президентом США Альбертом Гором и российским премьер-министром Виктором Черномырдиным, было «разработать программу реализации новой взаимовыгодной повестки дня в сфере энергетики, освоения космоса, а также науки и техники». По мнению М. Рожански, работа Комиссии способствовала улучшению отношений между двумя странами, но ей не удалось построить прочный фундамент для практического взаимодействия США и России, не зависящего от личности лидеров у власти в Москве и Вашингтоне.
     
  • Стратегический диалог Буша — Путина. В 2001 году новый президент США Джордж Буш взял на вооружение иной, нежели у предшественников, подход к отношениям с Россией. Как полагает М. Рожански, Буш хотел развивать отношения с Россией так же, как и с любой другой страной, избавившись от существовавшего у двух государств непростого исторического бремени. Однако начавшийся стратегический диалог между Бушем и Путиным в таких областях, как торговля и экономическое развитие, был вскоре пущен под откос вследствие Иракской войны, расширения НАТО на постсоветском пространстве и войны в Грузии в 2008 году. Кроме того, арест главы ЮКОСа Михаила Ходорковского побудил американские компании все более настороженно относиться к деловым операциям в России. В результате, отметил М. Рожански, приоритетность отношений с Россией в политике США снизилась.

Комиссия Обамы — Медведева

Смена лидеров в Вашингтоне и Москве вновь породила надежды на улучшение отношений между двумя странами. По словам М. Рожански, двусторонняя Президентская комиссия, созданная в 2009 году, может просуществовать дольше одного президентского срока, поскольку ее главы извлекли уроки из прошлых ошибок. В отличие от Комиссии «Гор — Черномырдин» новый орган отличается меньшим формализмом и большей гибкостью. При этом — чего нельзя было сказать о диалоге Буша и Путина — Комиссия разработала конкретные задачи и обязала участвующие в ее работе ведомства регулярно отчитываться о проделанной работе.

  • Структура. Комиссия состоит из 18 рабочих групп, обеспечивающих сотрудничество в различных областях, таких как противодействие терроризму, энергетика, гражданское общество, развитие бизнеса, экономические отношения. Ее возглавляют президенты, но координаторами Комиссии являются госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Они осуществляют общее руководство рабочими группами, возглавляемыми по очереди сопредседателями — высокопоставленными чиновниками органов исполнительной власти обеих стран.
     
  • Рабочие отношения. М. Рожански отметил, что между представителями двух стран сложились хорошие рабочие отношения, Комиссия пользуется поддержкой Белого дома и Кремля, а американские и российские чиновники обладают достаточной свободой действий, чтобы проявлять инициативу, направленную на улучшение отношений. Э. Малаян добавил к этому, что представители многих ведомств обеих стран со всей серьезностью относятся к деятельности Комиссии и проявляют интерес к участию в ее работе.
     
  • Достижения. Менее чем за два года Комиссия добилась конкретных результатов по ряду направлений, в том числе в совместной борьбе с афганским и пакистанским наркотрафиком, создании совместного российско-американско-канадского центра военной подготовки, выявлении финансовых институтов, оказывающих денежную помощь исламским террористам, утилизации плутония, организации совместного национального парка в районе Аляски и Берингова пролива.
     
  • Вызовы. По мнению М. Рожански, вызовом для Комиссии является отсутствие в обеих странах значительных сообществ, заинтересованных в развитии двусторонних отношений. Э. Малаян и Э. Рубин добавили, что важнейшее значение для укрепления этих отношений имеет расширение связей между деловыми кругами и гражданским обществом США и России. М. Рожански выразил опасение, что в отсутствие таких связей российско-американские отношения могут отчасти утратить приоритетность для лидеров обеих стран в преддверии президентских выборов 2012 года. Существует также проблема различного понимания участниками рабочих групп таких концепций, как, в частности, модернизация, что ведет к разногласиям между ними. Кроме того, работа Комиссии может осложниться в том случае, если вдруг разразится новый шпионский скандал или возникнет нестабильность на постсоветском пространстве, добавил М. Рожански.

Будущее Комиссии

М. Рожански считает, что успех Комиссии будет зависеть от честной и реалистичной оценки возможных результатов ее работы, а не от сосредоточенности на больших ожиданиях, порожденных в Вашингтоне и Москве политикой «перезагрузки». Способность Комиссии достигать конкретных «небольших» целей уже создает позитивную атмосферу, способствующую дальнейшему улучшению двусторонних отношений. По мнению М. Рожански, «большие» вопросы, такие как Договор по СНВ или вступление России во Всемирную торговую организацию, следует обсуждать за пределами Комиссии, поскольку неудачи в этих областях способны помешать ее работе и осложнить отношения между двумя странами.