Уже давно стало понятно, что боевые действия в Украине не усиливают, а, наоборот, разрушают авторитет и влияние России на постсоветском пространстве. Неизбежно было и то, что урегулирование между Арменией и Азербайджаном начало дрейфовать от российского посредничества в сторону западного. И вот, похоже, к декабрю 2022 года эти процессы привели к тому, что российские миротворцы в Карабахе оказались в ловушке. Власти Азербайджана открыто бросают им вызов, называя в провластных СМИ «оккупантами», а Москва ничего не может с этим сделать, потому что любой ответ ухудшит ее положение.
Езда без правил
С 12 декабря азербайджанские экоактивисты перекрыли своим митингом Лачинский коридор — единственную дорогу, связывающую Карабах с Арменией. Движение остановилось, хотя всего полгода назад особый статус Лачинского коридора и право армян свободно ездить по нему не оспаривал даже Баку. Иначе азербайджанские власти не стали бы с опережением сроков строить дорогу в обход сел Лачинского района, которые перешли под контроль Азербайджана.
В трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 года, остановившем Вторую карабахскую войну, тоже говорится, что «Азербайджан гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». Но, как намекают в Баку, это соглашение уже нарушалось столько раз, что терпение лопнуло.
Формальная претензия Азербайджана заключается в том, что на территории Карабаха, подконтрольной армянам, продолжают работать рудники, продукция которых вывозится в Армению. При этом добыча ведется во вред экологии — мол, армяне загрязняют территорию, которая вскоре должна быть заселена азербайджанцами. Впрочем, год назад ситуация была точно такой же, но тогда Азербайджан это не волновало. К тому же в Армению вывозится не только руда, а все, что производится в армянской части Карабаха — фрукты, мясо, молоко, вино.
До последних недель никто не оспаривал и право российских миротворцев решать, кому проезжать в Степанакерт (по-азербайджански Ханкенди), а кому нет. А сейчас азербайджанские журналисты пытаются просто пробежать мимо поста, аргументируя это тем, что они — граждане Азербайджана и пользуются безусловным правом передвижения по территории своей страны.
Первый раз азербайджанцы перекрыли Лачинский коридор 3 декабря. Тогда проблему удалось сравнительно быстро решить после того, как командующий российскими миротворцами генерал Андрей Волков договорился с представителями азербайджанских властей, что Баку сможет проводить на карабахских рудниках инспекции.
До выполнения договоренности дело не дошло. Когда 10 декабря азербайджанские экологи попытались посетить один из рудников, армяне перегородили им дорогу, а миротворцы не стали их разгонять.
И вот 12 декабря Баку решил доказать, что полное перекрытие Лачинского коридора — не пустая угроза. Митингующие экоактивисты, которые не могли там оказаться без отмашки Баку, утверждают, что готовы пропустить любую гражданскую машину. Но проверить это нет никакой возможности, потому что дорогу пришлось перекрыть еще и миротворцам — попадание армянской машины в толпу азербайджанцев может привести к еще большему обострению.
Отчасти происходящее — следствие того, что порядок въезда в контролируемую армянами часть Карабаха до сих пор остается не урегулированным. На деле все решали миротворцы, которые не всегда действовали последовательно. Формально проехать мог любой гражданин Армении или даже армянин с другим паспортом. Но когда это пытались сделать, например, армянские оппозиционные депутаты, то их развернули, к немалому раздражению Армении.
Теоретически по согласованию с миротворцами в Степанакерт может приехать любой журналист — российский или западный. Но если этот журналист по итогам поездки выпустит материал, симпатизирующий армянской стороне, то в Баку его сразу назовут пропагандистом, призывающим к нарушению территориальной целостности Азербайджана, и обвинят миротворцев в попустительстве.
Также миротворцы с подозрением относились к гражданам недружественных России стран, но это скорее позиция Москвы, чем Еревана или Баку. На все это накладывались обвинения Баку, что миротворцы пропустили в Карабах неких граждан Ирана, с которым у Азербайджана последнее время особенно острые отношения, — вдруг это диверсанты.
Сейчас, когда дорога перекрыта азербайджанскими активистами, конструктивно урегулировать порядок проезда вряд ли возможно. Непонятно и то, как российские миротворцы могли бы вернуть себе авторитет в этой ситуации. Любая попытка разогнать блокирующий митинг окончательно испортит отношения между Москвой и Баку. Уже сейчас возможность продления мандата миротворцев после 2025 года под огромным вопросом, а прямое противодействие азербайджанцам на их территории закроет его окончательно.
Поэтому Москва выбирает бездействие. В ежедневном отчете миссии за 12 декабря ситуация в Лачинском коридоре вообще не упоминается. В отчете за 13 декабря появилась осторожная формулировка о переговорах «по возобновлению беспрепятственного движения» по коридору.
Закрутить гайки и вентили
За то время, что азербайджанцы блокируют Лачинский коридор, Владимир Путин успел поговорить и с Николом Пашиняном, и с Ильхамом Алиевым, но это не разрядило обстановку. Наоборот, 13 декабря Азербайджан перекрыл армянам Карабаха еще и газ. Труба идет в регион из Армении, сам газ — российский и иранский, но небольшой участок проходит через Шушу. Этим азербайджанцы уже пользовались в марте, но в декабре последствия могут быть намного тяжелее.
Российская пропаганда предпочитает не замечать происходящее, а вот азербайджанские СМИ резко ужесточили свою риторику в отношении миротворцев. Используя самую причудливую конспирологию, их обвиняют в коррупции и проармянской предвзятости, вплоть до утверждений, что российские миротворцы — сами замаскированные армяне.
Выйти из сложившейся ситуации с пустыми руками Азербайджан уже точно не захочет. Его запрос — установить на въезде в Карабах со стороны Армении хотя бы таможенный контроль, а также обеспечить азербайджанским чиновникам возможность посещать регион под защитой миротворцев. Если работать в регионе начнет хотя бы азербайджанское Министерство экологии — это уже будет серьезным успехом Баку.
Также Азербайджан требует от российских миротворцев жестко придерживаться линии, что Карабах неизбежно должен перейти под полный азербайджанский контроль, и всякого, кто препятствует этому, туда нельзя пропускать — особенно если это армяне.
Столь амбициозные требования Баку автоматически сближают российских миротворцев с позицией Армении, потому что они тоже хотят сохранить статус-кво. Чтобы споры решались кулуарно, а по Лачинскому коридору могли ездить по умолчанию все — пусть и с возможностью периодически учитывать озабоченности Баку. А главное, миротворцы не хотели бы заявлять, что армянская администрация в Степанакерте нелегитимна. Ведь тогда сразу встанет вопрос: если эта власть нелегитимна, то какая легитимна?
Пока Москва пытается переждать в надежде, что все как-нибудь рассосется. Но вести серьезный разговор с Баку неизбежно придется, и он будет о пересмотре существующих порядков в пользу Азербайджана. Степень потери лица для России и ее миротворцев будет пропорциональна тому, насколько сильно азербайджанцы позволят себе нарушить старые правила.
На этот раз компромисс между Москвой и Баку, скорее всего, будет найден — миротворцы согласятся частично выполнить новые требования Азербайджана. Но возврата к прежней норме уже не будет, как не будет и комфортного для России статус-кво.
Учитывая положение на фронтах в Украине, Москва предпочла бы не отвлекаться на Карабах, но такого варианта просто нет. Развитие конфликта теперь зависит от Баку, а там заинтересованы в том, чтобы ситуация менялась каждый день. Чем меньше уверенности в завтрашнем дне для армян — тем больше их уедет, не дожидаясь следующего этапа.