event

Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века

Thu. January 27th, 2011
Москва

IMGXYZ2893IMGZYXВ современной России понятие «национализм» чаще всего воспринимается как синоним бытовой ксенофобии. В более академическом смысле национализм — это набор политических идей, основанных на натурализации представления о нации и направленных на реализацию ее интересов путем ее объединения, укрепления ее идентичности и придания ей государственного суверенитета. В мировоззрении Русской православной церкви на первом месте стоит вовсе не нация, однако национализм может проявляться как побочный продукт деятельности РПЦ. О национализме в РПЦ на мероприятии в Московском Центре Карнеги говорил директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Модератором был Алексей Малашенко.

Официальная доктрина РПЦ

  • Происхождение официальной доктрины. По словам докладчика, официальная доктрина РПЦ является ответом на вызовы, с которыми Церковь столкнулась в 1990-е гг. (политическое дробление канонической территории РПЦ после распада СССР, трудности коммуникации с властями). Кроме того, отметил А. Верховский, современная доктрина РПЦ — это компромисс (в его наиболее мягкой форме) с фундаменталистским крылом Церкви.
     
  • Суть официальной доктрины. Мир состоит из цивилизаций, определяемых по религиозному признаку (исключение — западная цивилизация, базирующаяся на принципе секуляризма). Россия — это ядро православной цивилизации. Церковь исходит из того, что в российском обществе православные составляют большинство, и считает себя наделенной полномочиями определять, что именно нужно этому «православному народу». Согласно РПЦ, ему следует вернуться к своим традициям православной цивилизации, постепенно отторгая западные и секулярные заимствования.

Доктрина РПЦ как выражение национализма

  • Черты культурного этнонационализма. Патриарх Русской православной церкви Кирилл не скрывает, что официальная доктрина РПЦ используется им для построения национальной идентичности, и говорит о том, что не стоит рассматривать русских, украинцев и белорусов как отдельные народы: на самом деле есть просто Русь — единый народ, созданный на основе разных этнических компонентов, но объединенный общей православной верой. В данной концепции, как указал А. Верховский, причастность к нации выражается причастностью к РПЦ. Это определение нации по культурному признаку, или культурный этнонационализм.
     
  • Черты «цивилизационного национализма». Другая сторона национализма в РПЦ — так называемый «цивилизационный национализм». Согласно идеям «цивилизационного национализма», Россия рассматривается скорее как империя, как автократия с уникальным историческим путем, в которой принадлежность к нации определяется через идеологию и государство. В то время как сторонники чистого этнонационализма выступают за национальное государство европейского типа, определяемое строго по этническому признаку, РПЦ подчеркивает необходимость мобилизации всей православной цивилизации в противостоянии с либеральным и секулярным Западом (в том числе и либеральным секуляризмом внутри страны) — в этом она видит глобальную роль России. По сути, официальная доктрина РПЦ является ярким воплощением именно «цивилизационного национализма» и представляет собой один из его наиболее разработанных вариантов.

Церковь и политика

РПЦ старается быть осторожной на политическом поле, чтобы не выглядеть чисто политической организацией. При этом при президенте Медведеве началось активное сближение Церкви с федеральной властью. В то же время патриарх Кирилл, по словам А. Малашенко, все больше и больше становится политиком. Если эта линия будет продолжена, то, как отметил А. Верховский, у РПЦ появляется шанс на более успешное продвижение своей доктрины. 

Фактор русского этнонационализма

По мнению А. Малашенко, Церковь — это институт, который в первую очередь ведет борьбу за собственное влияние и популярность, поэтому РПЦ обязательно будет вынуждена работать с русским этнонационализмом, поскольку это «наиболее оптимальный инструмент для усиления влияния, поднятия престижа и авторитета». Современные российские реалии таковы, что тот, кто не будет обращать внимания на русский этнонационализм или будет выступать против него, в конечном счете проиграет, заключил А. Малашенко.
 

event speakers

Александр Верховский

Алексей Малашенко

Бывший консультант программы «Религия, общество и безопасность»