Мероприятие

Возвращение. Путь России от Горбачева до Медведева

1 февраля 2011 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

IMGXYZ2901IMGZYXПопулярность российских лидеров зачастую предопределяется положением дел в экономике, а личные качества этих лидеров, в свою очередь, влияют на социально-политическое развитие страны, отмечает профессор политологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниел Трейсман в своей новой книге «Возвращение. Путь России от Горбачева до Медведева» (The Return: Russia’s Journey from Gorbachev to Medvedev). На презентации этой книги в Московском Центре Карнеги Д. Трейсман остановился на вопросе о сочетании экономических, политических и личных факторов в новейшей истории России. В роли модератора выступил председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров.

Россия — особый случай?

Д. Трейсман заметил, что слишком часто ученые, занимающиеся российской проблематикой, либо пессимистически относятся к предмету исследования — мол, позитивные перемены в России невозможны, — либо утверждают, что эту страну нельзя понять с помощью логики и рационального анализа. По его мнению, эти подходы искажают подлинную картину происходящего. В собственной работе Д. Трейсман опирался на логический подход, подкрепленный внушительным эконометрическим анализом. По его мнению, развитие событий в России идет практически по тому же пути, что и в других странах с сопоставимым уровнем доходов населения — например, в Аргентине, Турции, Мексике и Малайзии.

Российская экономика и уровень поддержки руководителей страны

  • Индекс экономических настроений и популярность. Проанализировав рейтинги популярности российских лидеров (по данным двух крупнейших социологических служб, ВЦИОМ и Левада-центра) с конца 1980-х годов до сегодняшнего дня, Д. Трейсман выявил прочную связь между индексом экономических настроений (восприятия людьми текущей экономической ситуации и перспектив на будущее) и популярностью действующего главы государства. Признавая, что представление людей об экономической ситуации может быть искажено — и искажалось ранее — под влиянием пропаганды, Д. Трейсман утверждает: в целом этот индекс отражает реальные экономические условия, проявляющиеся в таких показателях, как реальная зарплата, спрос на рабочую силу и покупательная способность.
     
  • Горбачев и Ельцин. В 1990-1991 годах из-за дефицита продуктов питания рейтинги Михаила Горбачева упали до рекордно низкого уровня, крайне затруднив реализацию его политических планов. Чиновники начали игнорировать его указания, а некоторые из ближайших помощников даже предприняли попытку переворота. В то же время Борис Ельцин, находясь в оппозиции, имел высокие рейтинги поддержки. Но как только Ельцин пришел к власти, отметил Д. Трейсман, его популярность начала снижаться в связи с тем, что падение нефтяных цен лишило Россию столь необходимых ей экспортных доходов, а экономика не могла оправиться после распада СССР.
     
  • Путин. Дефолт 1998 года стал последним ударом по популярности Ельцина и привел к власти Владимира Путина. Тем временем внешние факторы, а также проведенные Ельциным реформы в конечном итоге привели к оживлению в экономике. Первые годы пребывания Путина на посту президента совпали с усилением конкурентоспособности российских товаров в результате девальвации рубля, высокими ценами на нефть и увеличением ее добычи, а также ростом в других секторах экономики — например, в производстве сельскохозяйственного оборудования и в текстильной отрасли. В результате, по словам Д. Трейсмана, рейтинги Путина взлетели до небес. Это ослабило оппозицию и обеспечило президенту больший простор для реализации задуманного, дав Путину возможность продолжить процесс демократизации. Однако, подчеркнул докладчик, в конечном итоге Путин отказался от реальных демократических реформ, несмотря на имеющуюся поддержку в обществе, позволявшую их осуществить.

Россия: сегодня и завтра

  • Феномен Путина. По мнению Д. Трейсмана, мировоззрение Путина отличается высокой степенью цинизма: он считает, что все продается и покупается. Эти взгляды отразились и на его политическом курсе: контроль над огромными суммами денег был передан государству, а демократические принципы отошли на второй план перед задачей сохранения денежного контроля. Однако, отметил Д. Трейсман, в целом Путин осуществил ряд разумных макроэкономических шагов, в частности создал резервный фонд.
     
  • «Тандем» Медведева и Путина. Как считает Д. Трейсман, даже периодические трения между президентом Дмитрием Медведевым и Путиным, занимающим сейчас пост премьер-министра, представляют собой один из элементов продуманной стратегии. Докладчик объяснил, что двое участников «тандема» выполняют различные функции и апеллируют к разным сегментам общества. «Целевая аудитория» Медведева — международное сообщество и российская городская элита, а Путина — основная часть населения страны, живущая в провинции. Медведев делает акцент на модернизации страны и даже говорит об острой необходимости борьбы с коррупцией и реформирования политической системы. Путин же занимает более консервативную позицию и старается сохранить существующие властные структуры. В целом они представляют собой эффективную команду, приверженную одной цели: модернизировать Россию, не ставя при этом под угрозу собственную политическую безопасность и положение своих сторонников.
     
  • Что впереди. В заключение Д. Трейсман отметил, что история не слишком справедлива к российским лидерам. Как правило, они вынуждены расплачиваться за политику своих предшественников — или пожинают ее позитивные плоды. Сегодня Медведев и Путин совместно управляют страной и пользуются немалой популярностью. Но глобальный финансовый кризис негативно повлиял на российскую экономику, и «тандему» пришлось воспользоваться средствами резервного фонда, чтобы сохранить доходы и пенсии россиян. Популярность обеих лидеров зависит от дальнейшего развития событий в экономике. Пока неясно, сказал Д. Трейсман, смогут ли Медведев и Путин оказаться «на гребне волны» — или же эта волна перемен потопит их.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Дэниел Трейсман

Николай Петров

Former Scholar-in-Residence, Society and Regions Program, Moscow Center

Nikolay Petrov was the chair of the Carnegie Moscow Center’s Society and Regions Program. Until 2006, he also worked at the Institute of Geography at the Russian Academy of Sciences, where he started to work in 1982.