Мероприятие

Новое прочтение «евразийского проекта»

1 ноября 2011 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

IMGXYZ3298IMGZYXИдея «евразийского проекта», подразумевающая интеграцию бывших постсоветских республик на евразийском пространстве, существует уже 17 лет: впервые она была озвучена в 1994 г. президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Последние несколько лет эта идея не была центральной в политическом дискурсе, однако она стала актуальной после публикации 3 октября 2011 г. статьи Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», в которой Путин изложил идею Евразийского союза. О «евразийском проекте» в его современном виде на мероприятии в Московском Центре Карнеги говорил генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов. Модератором мероприятия был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

«Прорывная идея»

По утверждению А. Власова, публикация статьи «Новый интеграционный проект для Евразии» и выдвинутая в ней идея Евразийского союза — это «прорывная идея», с которой теперь Путин пойдет на президентские выборы 2012 года. По словам докладчика, о необходимости «прорывной идеи» для российской политики впервые заговорили в администрации президента весной 2011 года. А. Власов предположил, что тогда задумывалось выпустить на политическую арену «социальный проект» — стратегию, связанную с фигурой Михаила Прохорова. Однако этот проект оказался несостоятельным, и в результате появилась идея Евразийского союза — как проект «перезагрузки» внешней политики РФ.

База для Евразийского союза

Проект Евразийского союза, указал А. Власов, опирается на уже имеющиеся структуры и большую бюрократическую работу, которая уже была проведена Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана за последние несколько лет. В результате этой работы 1 января 2012 года стартует Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана (ЕЭП). Фактически статья Путина была приурочена к этой приближающейся дате. Именно под эгидой ЕЭП будет проходить интеграция тех постсоветских стран, которые в этом заинтересованы.

Идеология проекта

Основу Евразийского союза должны составить Россия, Белоруссия и Казахстан.

  • Взгляд России. Как отметил А. Власов, для Путина Евразийский союз — это клуб потенциально успешных государств на постсоветском пространстве, подразумевающий также «перезагрузку» отношений с этими государствами. Евразийский союз задумывается как «неконфликтное полифункциональное объединение», которое позволит расширить конкурентные преимущества стран, входящих в Таможенный союз. Также Евразийский союз будет служить мостом в азиатско-тихоокеанский регион. С точки зрения Путина это большой универсальный проект, подчеркнул А. Власов, но это не реставрация СССР.
     
  • Взгляд Казахстана. По словам А. Власова, президент Казахстана Назарбаев подчеркивает, что локомотивами интеграции в рамках проекта Евразийского союза являются Казахстан и Россия. В настоящее время для Казахстана особенно важно, чтобы евразийская интеграция строилась с учетом сохранения национальных суверенитетов и была не политической, а экономической.
     
  • Взгляд Белоруссии. А. Власов отметил, что у президента Белоруссии Александра Лукашенко меньше всего иллюзий относительно этого проекта и самый прагматичный подход к нему. Так, для Лукашенко евразийская интеграция — это в том числе реакция на подступающий финансовый кризис, и преимуществом проекта он считает выход постсоветских стран из кризиса коллективными усилиями.

Вопрос о столице Евразийского союза

  • Комиссия Таможенного союза. К моменту публикации статьи Путина работа по созданию структур, связанных с евразийской интеграцией, вышла на качественно новый уровень. Окончательно прояснился вопрос о новом облике и полномочиях комиссии Таможенного союза. Это будет постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (по сути, комиссия должна стать правительством ЕЭП). Комиссия должна располагаться в Москве.
     
  • Позиция Казахстана. Однако для Назарбаева, пояснил А. Власов, принципиально важно, чтобы главные координирующие органы, которые будут дальше продвигать «евразийский проект», находились в столице Казахстана Астане. Размещение органов Евразийского экономического пространства — и затем Евразийского союза — в Астане могло бы привести к росту влияния и усилению позиций Казахстана в процессе интеграции, способствовало бы отстаиванию интересов Казахстана и не позволило бы России доминировать.

Перспективы Евразийского союза

А. Власов подчеркнул, что «евразийский проект» в форме идеи о Евразийском союзе имеет ряд очевидных недостатков:

  • Согласно проекту, Евразийской союз должен строиться «сверху», а не «снизу»;
     
  • одновременно должны быть проведены сразу несколько этапов интеграции;
     
  • все предыдущие проекты такого типа на постсоветском пространстве за последние 20 лет были неуспешными.

А. Власов упомянул, что многие западные эксперты считают: Евразийский союз для России — это проигрышный проект, который обрекает страну на стагнацию. Согласно прогнозу самого А. Власова, наиболее вероятно, что реализация проекта Евразийского союза на практике столкнется с коррупцией, дефицитом кадров и последствиями мирового экономического кризиса. Похоже, что в итоге проект останется только на бумаге и забудется, как и другие проекты и «прорывные идеи», высказанные ранее, заключил А. Власов.

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Алексей Власов

Алексей Малашенко

Бывший консультант программы «Религия, общество и безопасность»

Malashenko is a former chair of the Carnegie Moscow Center’s Religion, Society, and Security Program.