Третью зарубежную поездку в качестве нового лидера КПК и КНР Си Цзиньпин совершил в Центральную Азию, что свидетельствует о значимости этого региона для Китая, о чем говорилось в первом материале из этого цикла…
Пока давать полноценную оценку центральноазиатскому турне Си Цзиньпина рано, так как не все документы опубликованы и не все цифры озвучены, тем не менее, некоторые итоги подвести можно уже сейчас.
Начнем с Туркменистана, который оказался первым в центральноазиатском турне нового лидера КНР и КПК. Официальный визит Си Цзиньпина в Туркменистан состоялся 3-4 сентября 2013 года и был насыщен до предела.
Выбор в качестве первой остановки Си Цзиньпина Туркменистана вполне объяснимо.
Во-первых, на сегодняшний день Туркменистан является главным поставщиком газа в Китай, а Китай крупнейшим экспортным рынком газа Туркменистана. На 31 августа 2013 года Туркменистан поставил в КНР 60 млрд. 645 млн. м3, что весьма существенно для китайской экономики. Но самое главное, что поставки газа из Туркменистана дают в руки Китаю значимый козырь в его переговорах с «Газпромом» и позволяют существенно снизить цену поставок российского газа. Правда, пока договориться по данному вопросу не удается, но преимущество на китайской стороне.
Во-вторых, Туркменистан – второй после Казахстана потребитель выделяемых Китаем кредитных ресурсов. Хотя общая сумма китайских кредитов Туркменистану не оглашается, несложно посчитать, что на сегодняшний день она превышает 10 млрд. долларов и, с учетом подписанных во время визита Синь Цзиньпина контрактов, существенно возрастет в ближайшей перспективе.
В-третьих, после подписания в июне 2012 года с Узбекистаном и в мае 2013 года с Таджикистаном деклараций о переводе двусторонних отношений в формат стратегического партнерства, учитывая сказанное выше, подписание аналогичного документа напрашивалось и с Туркменистаном.
Как и предполагалось, в ходе визита Си Цзиньпина отношения с Туркменистаном были повышены до статуса стратегического партнерства. Причем, судя по тексту Декларации, как и с Казахстаном, эти отношения будут базироваться преимущественно на сотрудничестве в энергетическом секторе. Точнее – на участии китайских компаний в разработке газовых месторождений в Туркменистане и увеличении поставок туркменского газа в Китай.
Именно на этом сделал основной акцент Си Цзиньпин в своем выступлении перед журналистами. По его словам, «взаимодействие в сфере добычи и поставок природного газа имеет стратегическое и перспективное значение, а также рассчитано на длительный срок и в полной мере демонстрирует высокий уровень политического взаимодоверия и взаимодополняемости двух стран на пути реализации передовых направлений развития, взаимной выгоды и выигрыша». Как им было подчеркнуто, «две страны должны быть друг для друга долгосрочными, стабильными и надежными партнерами по энергетической стратегии, а также расширять взаимодействие в несырьевых областях для повышения благосостояния двух народов» .
Си Цзиньпин принял участие в церемонии запуска газового месторождения «Галкыныш» (как подчеркивалось, второе в мире по запасам 26 трлн. м3, а «Туркменгаз» и CNPC подписали очередной контракт на поставки в Китай дополнительных 25 млрд. м3 газа в год. Таким образом, в ближайшей перспективе Китай будет закупать у Туркменистана 65 млрд. м3 газа в год.
Ресурсной базой для нового контракта станет вторая фаза освоения месторождения «Галкыныш» с доведением объемов добычи до 65 млрд. м3 газа в год. Сейчас начата добыча на первой очереди проекта, она должна составить 30 млрд. м3 газа в год. Финансировать вторую фазу собирается Банк развития Китая, который подписал соответствующий меморандум с «Туркменгазом» во время визита Си Цзиньпина. Сумма необходимых инвестиций не сообщается, но в запуск первой фазы месторождения Туркменистан вложил около 10 млрд. долл., 8 млрд. долл. из которых предоставил Китай. Поскольку вторая фаза должна обеспечить аналогичные объемы добычи, можно предположить, что планируемые инвестиции составят 10 млрд. долл. и более.
Были подписаны документы по ускорению процесса ввода в эксплуатацию третьей нитки («C») газопровода «Центральная Азия Китай» и строительству четвертой нитки «D».1 Строительство обеих ниток осуществляется совместно с туркменской стороной, но полностью финансируется Китаем. Нитка «D» пройдет через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Срок начала поставок, как и объемы китайских инвестиций не уточняются. Планируемые объемы транспортировки газа 25 млрд. м3 в год.
Всего по итогам переговоров, проведенных во время двухдневного визита Синь Цзиньпина в Туркменистан, было подписано 13 документов. К сожалению, полный список этих документов и суммы заключенных контрактов не приводится ни туркменской, ни китайской сторонами, однако, можно предположить, что основная их часть касается строительства новых ниток газопровода «Центральная Азия Китай», участия китайских компаний в освоении газовых месторождений Туркменистана и финансирования этих проектов китайской стороной.
Обозначил Си Цзиньпин и свое видение будущего отношений между Китаем и Туркменистаном, выдвинув шесть предложений.
Во-первых, необходимо оказывать неизменную поддержку усилиям противоположной стороны, направленным на защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности и социально-экономического развития. Следует оказывать содействие тому, чтобы процесс развития каждой из сторон протекал в соответствии с ее национальной спецификой. Китайская сторона поддерживает постоянный нейтралитет Туркменистана. Будет поддерживать тесные контакты на высшем уровне, а также расширять масштабы контактов между правительственными, законодательными органами и политическими партиями.
Во-вторых, следует ускорить строительство нитки «C» газопровода «Центральная Азия Китай», как можно быстрее начать прокладывать нитку «D». Нужно реализовать проекты по освоению газовых месторождений на правом берегу реки Амударьи и месторождения «Галкыныш», расширить масштабы и направления осуществляемого взаимодействия.
В-третьих, необходимо увеличить объемы и повысить качество двустороннего товарооборота, активизировать сотрудничество в несырьевых отраслях, в частности инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, телекоммуникации, передовые технологии, электроэнергетика, здравоохранение, оказывая активное содействие укреплению связей и контактов, создавая удобства для деятельности предпринимателей двух стран.
В-четвертых, нужно стимулировать развитие связей и взаимодействие в области культуры, образования и спорта, укреплять межнациональные контакты, в особенности между студентами, организовать в этом и следующем году на территории Китая и Туркменистана мероприятия, которые будут проводиться в рамках «дней культуры» двух стран.
В-пятых, следует активизировать взаимодействие в области правовой безопасности и обороны, объединить усилия в борьбе с «тремя силами зла», в том числе с движением «Восточный Туркестан», транснациональной организованной преступностью. Обеспечивать совместную безопасность двух стран и крупных проектов сотрудничества.
В-шестых, нужно активизировать взаимодействие, согласовывая друг с другом позиции при решении региональных вопросов, совместными усилиями устранять вмешательство внешних сил, оказывающие негативное воздействие на стабильность и безопасность государств Центральной Азии. Оказывать поддержку мирным процессам в Афганистане, реализация которых осуществляется «самими афганцами и для афганцев». Следует стимулировать процесс развития, процветания и долгосрочной стабильности в регионе.
Что касается оценки визита руководством Туркменистана, то она более, чем комплиментарная. Как подчеркнул Г. Бердымухаммедов, «факты свидетельствуют о том, что Китай надежный партнер Туркменистана. Несмотря на изменения в международной и региональной ситуации, туркменская сторона рассматривает отношения с Пекином в качестве приоритетного направления своей внешней политики и готова объединить с Китаем усилия, направленные на укрепление отношений традиционной дружбы и обеспечение устойчивого совместного развития» .
Туркменистан неизменно высказывается в поддержку Китая в рамках вопросов, касающихся основополагающих интересов КНР. Осуществляемое между двумя странами сотрудничество опирается на принципы равенства, взаимного доверия и обоюдной выгоды, оказывая свое положительное воздействие на процесс использования ресурсного потенциала и экономической диверсификации Туркменистана.
Туркменистан готов увеличить объемы поставок в Китай природного газа, ускорив строительство газопроводов. Туркменистан рассчитывает на расширение сферы сотрудничества в области торгово-экономического взаимодействия, сельском хозяйстве, текстильной и химической промышленности, инфраструктурном строительстве, выражая свое приветствие по поводу капиталовложений китайских предприятий. Стороны должны поддерживать двусторонние культурно-гуманитарные контакты, укрепляя отношения взаимопонимания и дружбы.
Китай и Туркменистан обладают общими интересами в рамках борьбы с «тремя силами зла», в сфере поддержания безопасности и стабильности в регионе, и должны активизировать сотрудничество в области поддержания правопорядка. Туркменистан выражает свою заинтересованность в координации и согласовании позиций двух стран в рамках вопросов международного и регионального характера и выражает готовность оказывать содействие усилиям китайской стороны по организации в следующем году совещания на уровне министров иностранных дел, в ходе которого будет обсуждаться «Стамбульский процесс» по Афганистану.
Сказанное выше свидетельствует о том, что и при новом руководстве КНР политика Китая в отношении Туркменистана не изменилась. Туркменистан интересен ему исключительно как база для поставок газа в Китай. Причем, по ценам, выгодным для Китая. Именно на базе сотрудничества в газовой сфере строились и будут продолжать строиться отношения между Туркменистаном и Китаем и именно в разведку, добычу и транспортировку газа пойдут основные китайские инвестиции. Туда же, судя по возросшим объемам экспортных поставок из Китая, поступают китайская техника и оборудование. Хотя объемы этих поставок, по-видимому, не столь значительны.
Безусловно, Китай не забывает и о традиционной для него сфере – заполнении туркменского рынка китайским ширпотребом, однако, скорее всего в силу традиции, эти поставки ограничены. Возможно, в ближайшей перспективе начнется реализация совместных проектов в несырьевых отраслях, как это обозначено в Декларации об установлении отношений стратегического партнерства. Однако, здесь все зависит от того, сумеет ли Туркменистан обеспечить для этого базу, в том числе и в виде человеческого капитала.
1 В настоящее время транспортировка газа происходит по двум ниткам газопровода Туркмения – Узбекистан Казахстан Китай, который был сдан в эксплуатацию в декабре 2009 года. Мощность газопровода – 30 млрд. м3 газа в год.