В прессе

США и кризис в Украине: что делать?

США могут — и должны — отстаивать право таких стран, как Украина, самим определять собственную судьбу и выбирать зарубежных партнеров. Но США также должны понимать, что вступление в полномасштабное геополитическое соперничество с РФ за соседние с ней страны таит в себе серьезные опасности.

Автор
The National Interest
 on 5 декабря 2013 г.
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

Источник: The National Interest

Несмотря на все разговоры о геополитическом столкновении с путинской Россией по поводу Украины, администрация Обамы в целом пока лишь наблюдает за разворачивающейся в Киеве драмой. Но в четверг, 5 декабря, в Киев прибывает главный специалист США по улаживанию конфликтов, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд, и ситуация может измениться.

Поскольку Джон Керри и европейские министры иностранных дел не пожелали присутствовать на совещании министров ОБСЕ в Киеве, то Нуланд в значительной мере просто замещает здесь своего начальника. Однако ее присутствие поднимает важные вопросы о роли США в украинском кризисе. Должны ли США оказывать прямую поддержку протестующим на Майдане, добивающимся отставки президента Виктора Януковича, подобно тому как это произошло во время «оранжевой революции» в 2004 г.? Могут ли США уговорить руководство Украины вернуться к пока что отвергнутым соглашениям о зоне свободной торговли и об ассоциации с ЕС, призывая его провести болезненные реформы, необходимые для предотвращения финансового кризиса? И какая реакция на жесткое обращение России со своими соседями была бы наиболее эффективной?

События на киевском Майдане развиваются так, что сформулировать ответы на эти вопросы довольно трудно.

Рассмотрим приведенные ниже пункты.

1. Янукович никуда не уходит.

Пока что украинский режим в целом крепок, и нет никаких сомнений в том, что Янукович намерен сохранить власть любой ценой. 3 декабря правительство легко перенесло попытку выразить ему вотум недоверия в Верховной Раде, и президент Янукович, покидая свою столицу, чтобы совершить запланированный ранее визит в Пекин, чувствовал себя достаточно комфортно. Обнаружилась горстка дезертиров в парламенте, но кабинет министров уцелел, и спецслужбы и армия остались верны власти. Возможно, самое главное состоит в следующем: нет никаких признаков того, что кто-то из олигархов, которые контролируют бóльшую часть экономики Украины, активно пытается свергнуть правительство.

Совсем не очевидно, что оппозиция, не имеющая ни единого лидера, ни конкретной политической программы, сможет конвертировать энергию народа в политическую власть и победить в противостоянии на улицах Киева. Возмущение из-за применения Януковичем насилия в минувшие выходные, возможно, охватило многих, но пока что не видно особых признаков политического сдвига среди тех, кто является базой политической поддержки Януковича в большинстве промышленных восточных областей страны. Давний заклятый враг Януковича, Юлия Тимошенко, надежно заперта в 400 с лишним километрах от Киева, в Харькове, а протестующим как раз недостает харизматичной фигуры в качестве знаменосца.

Со своей стороны, Нуланд и другим официальным представителям США было бы лучше, не привлекая всеобщего внимания, работать «на заднем плане», содействуя мирному политическому диалогу и поискам возможного компромисса. Суметь довести дело до конца — это форма высокого искусства в современной украинской политике, и Янукович вполне может пойти на некоторые уступки (например, уволить несколько непопулярных фигур, которых считают ответственными за насилие), чтобы удержаться на своем посту и остаться жизнеспособным кандидатом на президентских выборах в феврале 2015 г.

2. США больше не играют важной роли в Украине.

В 1990-х гг. американские чиновники играли в Киеве важнейшую роль, поддерживая украинскую независимость и помогая стране преодолеть череду кризисов — экономических, грозивших катастрофами, и политических, вызванных противоречиями с могущественным восточным соседом. Но это время прошло.

При полуавторитарном правлении Януковича политика США состоит в том, чтобы заморозить контакты на высшем уровне. Это означает, что взаимопонимание между высшими должностными лицами обеих стран отсутствует, и на данном этапе у американских чиновников нет особых оснований делать что-то серьезное (два прямых, но совершенно символических контакта между президентами Обамой и Януковичем имели место на периферии саммитов по ядерной безопасности в Вашингтоне весной 2010 г. и в Сеуле в марте 2012 г.; Джон Керри встретился со своим украинским коллегой всего один раз).

Экономические интересы США в Украине тоже сравнительно небольшие. Общий объем торговли в 2012 г. составил всего 3,3 млрд долл., примерно на уровне торговли с Никарагуа. Совсем недавно энергетические компании США ExxonMobil и Chevron заключили соглашения о разведке нефти в Черном море и развитии добычи сланцевого газа на суше, но эти работы только начинаются.

3. Евросоюз не заслужил аплодисментов.

Для США обнаружился несколько неловкий факт: Америка «играет вторую скрипку» по отношению к лидерам ЕС, чья стратегия в отношении Украины выглядит в лучшем случае половинчатой и неуклюжей. «Неприличный» секрет состоит в том, что соглашения о торговле и партнерстве, которые Янукович отказался подписать на прошлой неделе, не находят широкой поддержки в главных европейских столицах. Со своими скудными и тающими на глазах валютными резервами, расходуемыми на обслуживание внешнего долга, и бесконечными препирательствами по поводу соглашений с ЕС, во многом просто символических, Украина становится для основных европейских стран, если можно так сказать, все более бесполезным раздражающим фактором.

Кроме того, выгоды от этих соглашений с ЕС Украина сможет получить лишь в долгосрочной перспективе, после проведения различных административных и законодательных реформ. Они ничем — или почти ничем — не помогут защитить экономику Украины от последствий введения Россией торговых барьеров и от удушающе высокой цены, по которой Украина покупает российский природный газ для функционирования своей экономики. И, наконец, настаивая на освобождении Тимошенко из тюрьмы в качестве предварительного условия подписания соглашений в Вильнюсе, ЕС фактически подсунул Януковичу ядовитую пилюлю, которая сделала подписание этих соглашений для него просто невозможным.

Теперь американским политикам нужно определить, не вызвал ли резкий публичный отпор Евросоюзу со стороны Януковича такое замешательство и такое неприятие в Брюсселе и других европейских столицах, что теперь ЕС, возможно, будет трудно сказать «да», если Янукович в конце концов все же передумает. Будем надеяться, что не вызвал.

4. У России на руках меньше козырей, чем кажется.

Путина нельзя извинить за его бесцеремонное вмешательство в дела соседей. Даже скромной Армении под давлением Москвы пришлось отложить много лет готовившиеся торговые соглашения с ЕС и в сентябре присоединиться к возглавляемому Россией Таможенному союзу. Однако грандиозный проект Евразийского союза, идея которого одухотворяет большинство действий Путина, пока еще не преодолел эмбриональную стадию развития и отнюдь не популярен среди российских избирателей, категорически не желающих субсидировать своих явно еще менее богатых соседей. И вовсе не очевидно, что Украина вообще намерена вступить в этот союз. Пока что Янукович в основном просто беседует с русскими об этом — ну и пусть беседует.

Это соответствует давней традиции украинской политики: выпрашивать у России как можно больше денег, кредитов, уступок, при этом сохраняя в неприкосновенности и другие варианты — с ориентацией на Запад. Очевидно, что Янукович жестоко просчитался, обойдясь таким образом с ЕС, но нетрудно и понять, почему он хотел получить большую скидку на российский газ вместо того, чтобы выполнять самоубийственное для него как для политика требование МВФ — поднять цены на газ для населения страны. Ясно также, что ни он, ни украинские олигархи не заинтересованы в том, чтобы стать вассалами России или отказаться от своего суверенитета.

Отношения России с ее соседями на протяжении последних двадцати лет изобилуют такого рода маневрами и переговорами. Во всех случаях США могут — и должны — внимательно следить за развитием событий и отстаивать право таких стран, как Украина, самим определять собственную судьбу и выбирать зарубежных партнеров. Но США также должны понимать, что вступление в полномасштабное геополитическое соперничество с Россией за соседние с ней страны таит в себе серьезные опасности (достаточно вспомнить о катастрофических последствиях взаимодействия администрации Буша с Грузией Саакашвили в период перед войной в августе 2008 г. и о недовольстве, порожденном американским военным присутствием в Центральной Азии).

Конечно, США имеют множество важных интересов на постсоветском пространстве и особенно заинтересованы в сохранении независимости, суверенитета и территориальной целостности возникших здесь стран. Но Америка также не должна упускать из виду тот факт, что для реализации этих интересов необходимы искусная дипломатия и аккуратное сохранение баланса в отношениях с Москвой, а не только пустое позерство и фразы о сдерживании российского неоимпериализма.

Оригинал статьи

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.