Мероприятие

Состояние и перспективы военной реформы России

24 февраля 2011 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

IMGXYZ3243IMGZYXОсуществляемая в настоящее время реформа Вооруженных сил РФ — возможно, самая масштабная реформа такого рода за последние 150 лет. Хотя основные реорганизационные мероприятия в ВС уже завершены, военные преобразования будут продолжаться еще в течение нескольких лет. Промежуточные итоги военной реформы были подведены на мероприятии в Московском Центре Карнеги, на котором выступили председатель программы «Проблемы нераспространения» Московского Центра Карнеги Алексей Арбатов и главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин.

Военные преобразования

А. Арбатов рассказал о преобразованиях в рамках военной реформы, которые затрагивают все стороны военной политики:

  • Ликвидация кадрированных соединений ВС; превращение всех частей в силы постоянной боевой готовности; отказ от концепции массовой мобилизации личного состава и материальных запасов для войны; реорганизация системы подготовки резерва и хранения военных припасов и техники. Создаются базы хранения и ремонта вооружений и военной техники (БХВТ).
     
  • Сокращение численности ВС до 1 млн человек к 2012 г.
     
  • Изменение структуры личного состава: сокращение офицерского корпуса до 150 тыс. человек (с увольнением 185 тыс.), замена прапорщиков на сержантов (в общей сложности поддержание контингента в 120 тыс. контрактников — сержантов и старшин), содержание 730 тыс. призывников со сроком службы 12 месяцев.
     
  • Радикальное сокращение количества частей и соединений ВС, гарнизонов, баз, военных городков, объектов, земельных угодий, недвижимости, материальных запасов; передислокация военных органов и заведений.
     
  • Формирование вместо прежних шести военных округов (ВО) четырех укрупненных ВО, являющихся одновременно Объединенными стратегическими командованиями (Западное, Южное, Центральное, Восточное ОСК). 
     
  • Переход Сухопутных войск (СВ) на трехзвенную структуру: оперативное командование — бригада — батальон.
     
  • Перевод ВВС на новую структуру: оперативное командование — авиабаза — эскадрилья, а также бригады воздушно-космической обороны ВКО в составе зенитно-ракетных и противоракетных частей.
     
  • Силы ВМФ по флотам (Северный и Балтийский; Черноморский и Каспийская флотилия; Тихоокеанский флот) распределяются по трем ОСК (соответственно Западному, Южному и Восточному).
     
  • Значительно увеличено количество учений войск и сил различного масштаба, в том числе с боевой стрельбой (например, в 2011 г. таких учений планируется 1700). 
        
  • Централизация системы подготовки кадров: вместо 65 военных академий и училищ будет 10 военных вузов.
     
  • Сокращение и реорганизация центрального аппарата управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб (на 60%), уменьшение роли командований видов ВС.
     
  • Коммерциализация и передача гражданским организациям системы тылового обеспечения и обслуживания войск.
     
  • Значительное повышение военных пенсий и денежного довольствия военнослужащих (к 2020 г. — на 25% выше средней зарплаты на «гражданке»).
     
  • На втором этапе реформы (видимо, к 2015 г.) — обеспечение всех офицеров и контрактников служебным жильем и всех увольняемых из рядов ВС — гражданским жильем, переподготовка на гражданские специальности.
     
  • Грандиозная программа военно-технического переоснащения  (в сумме — свыше 21 трлн руб. до 2020 г., из которых более 19 трлн пойдет на Вооруженные силы): с тем чтобы к 2015 г. на вооружении было не менее 30%, а к 2020 г. — не менее 70% новых вооружений и военной техники.

Однако, по словам А. Арбатова, формула «придание нового облика ВС», которую часто используют представители правительства применительно к реформе, вряд ли отражает суть военных преобразований — из-за этой формулы складывается представление о том, что проводимые изменения поверхностны. Кроме того, как подчеркнул А. Арбатов, звучащие в официальных заявлениях общие слова о компактности, мобильности, отличной оснащенности будущих ВС при детальном рассмотрении вызывают множество вопросов и лишь затрудняют представление о том, какой станет армия в будущем.

Препятствия на пути военной реформы

В. Дворкин отметил, что, к сожалению, все перечисленные планы по реформированию Вооруженных сил могут быть скорректированы:

  • стремительное старение кадров и снижение уровня подготовки может помешать планам по повышению квалификации военных специалистов;
     
  • обветшание оборудования на заводах военно-промышленного комплекса (ВПК) грозит срывом укомплектования ВС новыми вооружениями и военной техникой.

В завершение мероприятия его участники подчеркнули необходимость профессионального открытого обсуждения военной реформы, без которого нельзя будет избежать ошибок и недочетов, а также предложили учредить независимую комиссию для анализа военной реформы и выработки рекомендаций.

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Алексей Арбатов

руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО имени Е.М. Примакова

Алексей Арбатов – руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова.

Владимир Дворкин

главный научный сотрудником Центра международной безопасности ИМЭМО имени Е.М. Примакова

Генерал-майор в отставке Владимир Зиновьевич Дворкин является главным научным сотрудником Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова.