Регистрация
Мы отправим подтверждение на вашу электронную почту.
IMGXYZ2989IMGZYXОдной из наиболее актуальных тем в сфере государственно-конфессиональных отношений в России сегодня является проблема реализации свободы вероисповедования военнослужащих. Об этом говорил на мероприятии в Московском Центре Карнеги главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. Вел мероприятие сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко.
Отношение РПЦ к военной службе
- Военная служба как священный долг. Русская православная церковь (РПЦ) всегда рассматривала и рассматривает защиту Отечества и военную службу как священный долг граждан, отметил А. Пчелинцев. Многие православные воины и полководцы были канонизированы Русской православной церковью, например Александр Невский и Дмитрий Донской.
- Низкий уровень влияния РПЦ. В своих обращениях РПЦ призывает православных воинов к добросовестному выполнению воинских обязанностей, однако на сегодняшний момент уровень влияния РПЦ на военнослужащих и призывников остается крайне низким, сказал А. Пчелинцев. Так, например, в каждый призыв от воинской службы уклоняется от 20 до 30 тысяч призывников. Тем не менее Церковь активно стремится взаимодействовать с армией.
Армия и религия: исторический аспект
В годы Первой мировой войны в дореволюционной России сформировался институт военного духовенства. Тогда в армии насчитывалось около 5 тысяч представителей военного духовенства, в том числе 100 имамов и представителей других неправославных конфессий. До 1917 года военная присяга принималась в присутствии того священнослужителя, к конфессии которого принадлежал новобранец. По словам А. Пчелинцева, в литературе тех лет подчеркивалась роль военного духовенства в формировании морально-боевых качеств солдат и офицеров. Религия рассматривалась как мощный воспитательный фактор.
Военное духовенство и право военнослужащих на свободу вероисповедания в современной РФ
- Несовершенство нормативно-правовой базы. После распада СССР актуализировался вопрос о восстановлении института военного духовенства в российских Вооруженных силах. Однако на данный момент серьезным препятствием для реализации прав верующих военнослужащих является несовершенство, архаичность и неопределенность нормативно-правовой базы. Согласно текущему законодательству, военнослужащие могут участвовать в богослужениях только как частные лица. А. Пчелинцев отметил, что статус современного военнослужащего в РФ с точки зрения гарантии его прав на свободу вероисповедания значительно уступает статусам военнопленного и осужденного в местах лишения свободы. По словам докладчика, данная проблема выпала из внимания как законодателей, так и ученых и практически не обсуждается на публицистическом уровне.
- Формирование военного духовенства. При этом, несмотря на неподготовленность нормативно-правовой базы, фактически уже идет процесс создания религиозных общин в армии и введения института военного духовенства, подчеркнул А. Пчелинцев. С 1 декабря 2009 г. в Вооруженных силах была введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими и состоялись первые назначения. На эту должность назначаются священники, которые являются гражданскими лицами и получают денежное содержание из государственной казны. В то же время в рамках Министерства обороны РФ было создано управление по работе с верующими военнослужащими.
- Преимущество РПЦ и права других конфессий. А. Пчелинцев отметил: Русская православная церковь и православные священнослужители имеют несомненное преимущество в сфере формирования военного духовенства. Таким образом, права военнослужащих, исповедующих православие, гарантированы в гораздо большей степени, чем право на реализацию свободы вероисповедания военнослужащих других конфессий. Однако, по словам докладчика, если в ряды военного духовенства будут допускаться представители только одной конфессии (РПЦ), это приведет к дедовщине не только по срокам службы, но и по религиозному признаку. В армии необходимо соблюдать права не только православных военнослужащих, но и католиков, протестантов, мусульман и т. д. — что, к сожалению, пока не учитывается Министерством обороны. Также А. Пчелинцев считает, что в военных академиях и училищах необходимо преподавать религиоведение и основы государственно-конфессиональных отношений, чтобы офицеры знали элементарные основы различных вероучений и правовую базу, регламентирующую вопросы религии и свободы вероисповедания в Вооруженных силах.