Мероприятие

Украинская православная церковь Московского патриархата: между экзархатом и автокефалией

7 апреля 2011 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

IMGXYZ3242IMGZYXИстория последних 500 лет восточнославянского православия — это сложный диалог между Киевом и Москвой. О положении православия на Украине, а также о значении украинского фактора для российского православия рассказал директор Центра восточно-европейских исследований Андрей Окара, выступая на мероприятии в Московском Центре Карнеги. Мероприятие вели руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.  

Значение украинского фактора для российского православия

  • XVII век. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович начал выстраивать единое многоэтническое государство имперского типа с наднациональной идентичностью, а также с единым, унифицированным вероисповеданием. В результате возникшего активного взаимовлияния Великой Руси (собственно России) и Малой Руси (Украины) созданный на Украине православный церковный дискурс (кадры, интеллектуальная традиция и пр.) стал играть значительную роль в российском православии. Церковная модернизация Алексея Михайловича во многом проводилась на основе украинского фактора. 
     
  • XX век. В результате репрессий, которым подверглась Русская православная церковь в XX в., в 1960-1980-х гг. абсолютное большинство священников в России оказались выходцами с Западной Украины.

Таким образом, отметил А. Окара, украинское православие в значительной степени оказывает определяющее влияние на православие в России. Украинский фактор имеет не только политическое и культурное значение для РПЦ: это фактор экзистенциального порядка, поскольку в современной России в церковно-политическом и религиозном сознании с отношением к православию на Украине связывается полнота (или, наоборот, неполнота) всего общерусского православия и православного мира.   

Восточнохристианские церкви на Украине

В настоящее время всё православное пространство, находящееся на постсоветской территории, пребывает в состоянии турбулентности и неопределенности. Особенно этот уровень неопределенности высок на Украине, отметил А. Окара. Это выражается, в частности, в том, что в настоящее время на Украине существуют сразу четыре крупные церковные организации (юрисдикции), которые называют себя восточнохристианскими церквями: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), находящаяся в каноническом единстве с Московским патриархатом, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). При этом, как указал А. Окара, две православные церкви из упомянутых четырех крупных церквей — УПЦ КП и УАПЦ — не признаны мировым православием. 

Президенты Украины и их церковная политика 

  • Леонид Кравчук (годы президентства: 1991-1994) считал, что Украине, которая только что обрела независимость, нужна независимая церковь. Положение Украинской православной церкви Московского патриархата как автономной церкви внутри РПЦ он рассматривал как временное. По словам А. Окары, в результате церковной политики Л. Кравчука УПЦ МП утратила монополию на православную паству. Впервые стала проводиться политика активной культурной украинизации. В 1992 г. произошел церковный раскол внутри канонического православия, породивший не признанную мировым православием Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко). Получили легальный статус УАПЦ и УГКЦ. 
     
  • Леонид Кучма (1994-2005) провозгласил курс на многовекторность. При этом, в отличие от Л. Кравчука, он не демонстрировал русофобские настроения, зато всячески подчеркивал самодостаточность Украины. При Л. Кучме, несмотря на протесты Москвы, состоялся визит папы Иоанна Павла II на Украину.
     
  • Виктор Ющенко (2005-2010) провозгласил курс на интеграцию с Западом и поддерживал идею скорейшего создания на Украине независимой поместной православной церкви. В связи с этим, как рассказал А. Окара, возникла идея легализовать непризнанную УПЦ КП в рамках юрисдикции Константинопольского патриархата. В 2008 г. патриарх Константинопольский и Вселенский Варфоломей посетил Украину, следствием чего должно было стать признание каноничности УПЦ КП, однако этого не произошло.
     
  • Виктор Янукович (с 2010): его церковная политика основана на идее, что на Украине есть только одна «правильная» церковь — УПЦ МП. В церковной сфере, как и в политической, В. Янукович заменил полиархию на моноцентризм: если раньше в стране сосуществовали несколько церквей с равными правами и равным представительством в публичном пространстве, то теперь предпочтение отдается только УПЦ МП. Также при В. Януковиче возникла проблема огосударствления церкви, отметил А. Окара.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Андрей Окара

Сергей Филатов

Алексей Малашенко

Бывший консультант программы «Религия, общество и безопасность»

Malashenko is a former chair of the Carnegie Moscow Center’s Religion, Society, and Security Program.