«Арабская весна» и кризис в Сирии

6 июня 2013 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

Ситуация в Сирии вызовет новую волну «арабской весны», на этот раз связанную с более глубокими внутренними преобразованиями в странах региона. В то же время волнения в Турции не имеют отношения к «арабской весне». Об этом говорилось на мероприятии в Московском Центре Карнеги. На первой сессии, «“Арабская весна”: влияние на регион и на мир», выступили с докладами сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко и главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская; модератором был директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. В ходе второй сессии, «Кризис в Сирии: есть ли пути выхода», докладчиками были президент Институт религии и политики Александр Игнатенко и руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина; модерировал дискуссию директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов. В мероприятии также приняли участие другие российские и турецкие эксперты.

«Арабская весна»: влияние на регион и на мир

  • Грядущий провал новых руководителей. По мнению А. Малашенко, группы, уже пришедшие к власти в ходе «арабской весны», обречены на провал, поскольку новым руководителям сложно определить роль религии в политике.
     
  • Новая волна «арабской весны». Тем не менее А. Малашенко высказал мнение, что ситуация в Сирии вызовет новую волну «арабской весны», на этот раз связанную с более глубокими внутренними преобразованиями в странах региона. Кроме того, существует угроза расширения зоны волнений в страны Персидского залива, что будет иметь серьезные последствия для всего мира.
     
  • Новые тенденции на Ближнем Востоке. Внешнее вмешательство добавляет непредсказуемости процессам на Ближнем Востоке, отметил А. Малашенко. Также в последнее время в регионе значительно возросли антизападные настроения, в том числе из-за недостаточной помощи, и все чаще стало звучать недовольство бездействием России. В ближайшие десять лет, по мнению А. Малашенко, страны региона будут радикализироваться, поскольку значимость Ближнего Востока для мира как источника энергоносителей будет сокращаться.
     
  • Турция: это не «арабская весна». По словам И. Звягельской, в силу большей развитости Турции по сравнению со странами, вовлеченными в процессы «арабской весны», сегодняшние волнения в стране — это не продолжение «арабской весны», а протесты западного типа, «нормальный гражданский протест». В остальных странах региона одним из важнейших средств мобилизации протестного движения послужила мечеть, а в Турции — Интернет и социальные сети; в арабских странах протесты поддерживались традиционной частью общества, а в Турции протестуют профсоюзы. И. Звягельская указала, что волнения в Турции вызваны нарастающей авторитарностью правительства и быстрыми темпами исламизации сверху.

Кризис в Сирии: есть ли пути выхода

  • Интересы внешних игроков в Сирии. А. Игнатенко подчеркнул, что Сирия — буферное государство, на территории которого в данный момент выясняются отношения между аравийскими монархиями, с одной стороны, и Ираном — с другой. По мнению докладчика, аравийские монархии стремятся ослабить Иран, убрав его союзника в лице существующего сирийского правительства, прежде чем он станет полноценной ядерной державой и сможет доминировать в регионе. По мнению А. Игнатенко, будущая конференция по урегулированию конфликта «Женева-2» поможет разрешить конфликт в Сирии, только если будет оказано давление на внешних игроков, затеявших и разжигающих конфликт.
     
  • Спонсорство войны. А. Игнатенко отметил, что Саудовская Аравия и Катар мобилизуют и спонсируют «Аль-Каиду» для ведения войны в Сирии. В. Попов добавил, что, по его сведениям, с момента начала боевых действий Катар потратил на поддержку сирийской оппозиции 15 млн долларов.
     
  • Нужна политическая договоренность. Е. Супонина отметила, что издержки гражданской войны в Сирии чрезвычайно велики — не только для самой страны, но и для соседних стран, главным образом для Ливана и Ирака. Кроме того, Сирия стремительно превращается в эпицентр террористической угрозы для всего мира. Единственной надеждой на урегулирование конфликта является политическая договоренность, которой может поспособствовать конференция «Женева-2». Переговоры по Сирии нельзя откладывать, подчеркнула Е. Супонина.
     
  • Слабая надежда на мир. Д. Тренин и В. Попов согласились в том, что необходимо российско-американское сотрудничество по Сирии. Однако, по словам Д. Тренина, вряд ли «Женева-2» сможет урегулировать сирийский конфликт: причина этого кроется в низкой степени влияния России и США на конфликтующие стороны.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Алексей Малашенко

Бывший консультант программы «Религия, общество и безопасность»

Malashenko is a former chair of the Carnegie Moscow Center’s Religion, Society, and Security Program.

Ирина Звягельская

Дмитрий Тренин

Директор, Московского Центра Карнеги

Дмитрий Тренин был директором Московского центра Карнеги с 2008 по начало 2022 года.

Александр Игнатенко

Елена Супонина

Вениамин Попов