Роль и место Монголии в Азии: взгляд из Монголии

3 октября 2013 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

Принцип внешней политики Монголии — приоритетная ориентация на Россию и Китай, а также развитие отношений с «третьими странами» для достижения баланса сил во внешней политике. Об этом говорилось на мероприятии в Московском Центре Карнеги, на котором выступили начальник информационно-аналитической службы Совета национальной безопасности (СНБ) Монголии Цэрэн Даваадорж, председатель совета по внешней политике и безопасности при СНБ Монголии Бат-Эрдэнэ Батбаяр, член СНБ, генерал-лейтенант в отставке Лувсангомбо Моломжамц и исследовательница Института стратегических исследований Монголии Чулуунгомбо Нарантуяа. Модераторами дискуссии были директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин и руководитель научно-аналитического производства Центра Наталия Бубнова.

Политическое устройство Монголии

  • Парламентская демократия. Ц. Даваадорж назвал переход к парламентской демократии в Монголии «эпохальными изменениями». По его словам, за 20 лет страна достигла больших успехов в развитии политических институтов, поэтому опыт Монголии сейчас изучается многими центральноазиатскими странами.
     
  • Сменяемость власти. По словам Ц. Даваадоржа, именно парламентская система позволяет избежать коллизий внутри страны при передаче власти от одних политических сил к другим.

Внешняя политика

Ц. Даваадорж отметил, что продвинутая демократия в Монголии способствует ровной внешней политике, при которой курс не меняется по прихоти отдельного лидера.

  • «Возвращение» в Азию. Б.-Э. Батбаяр указал, что в XX веке Монголия была политически скорее восточноевропейской страной, чем азиатской. В современных условиях, по его словам, страна будет естественным образом притягиваться к Восточной Азии, роль которой постоянно возрастает.
     
  • Нейтралитет. Монгольские эксперты неоднократно подчеркивали, что Монголия — нейтральная страна, «друг всех народов». На этой основе строится ее взаимодействие с другими государствами.
     
  • Участие в ШОС. Именно из желания сохранить нейтралитет, сообщил Б.-Э. Батбаяр, Монголия не вступает в Шанхайскую организацию сотрудничества, поскольку ШОС — не только экономическое объединение.
     
  • Россия, Китай и «третий сосед». Л. Моломжамц отметил, что приоритетным направлением внешней политики для Монголии остаются Россия и Китай (без указания порядка), то есть страны, с которыми есть сухопутная граница. Все остальные государства в Монголии называют «третьим соседом», что с 2010 года записано в официальных документах.

Отношения с Россией

  • Прежняя ситуация. До 1990 года, сказал Л. Моломжамц, Монголия целиком зависела от Москвы. Затем Михаил Горбачев принял решение о выводе советских войск, вследствие чего были разорваны прежние военные связи. После распада Советского Союза, по мнению Л. Моломжамца, Россия сосредоточилась на Европе и вообще забыла о Монголии.
     
  • Текущая ситуация. Однако в последние годы, заметил Б.-Э. Батбаяр, произошли значительные перемены: дважды в Монголию с визитом приезжал Владимир Путин, один раз — Дмитрий Медведев. В настоящее время России стало важно, чтобы в Монголии не усилилось влияние какого-либо «третьего соседа».

Отношения с Китаем

  • Экономическое сотрудничество. По словам Б.-Э. Батбаяра, Китай тоже обращает все больше внимания на Монголию, учитывая десятикратный рост ВВП Монголии за последние 10 лет. В частности, на Китай приходится 90% монгольского экспорта.
     
  • Новый шелковый путь. Ц. Даваадорж полагает, что недавняя поездка Си Цзиньпина по Центральной Азии свидетельствует о повороте КНР в сторону создания Нового шелкового пути. Для Монголии существует риск вновь оказаться вне этих транспортных артерий, и данной ситуации необходимо избежать.

Концепция «третьего соседа»

  • Множество «третьих соседей». Б.-Э. Батбаяр пояснил, что 300 лет Монголия зависела от России и Китая, но после демократической революции «она может зависеть от всех сразу, поэтому и была придумана концепция “третьего соседа”».
     
  • Иерархии нет. Ц. Даваадорж добавил, что страна не строит иерархию «третьих стран»: так, и США, и КНДР занимают в данной ситуации равное положение. Сотрудничество с «третьим соседом» помогает достигнуть баланса во внешней политике, к которому стремится Монголия.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Цэрэн Даваадорж

Бат-Эрдэнэ Батбаяр

Лувсангомбо Моломжамц

Чулуунгомбо Нарантуяа

Дмитрий Тренин

Директор, Московского Центра Карнеги

Дмитрий Тренин был директором Московского центра Карнеги с 2008 по начало 2022 года.

Наталия Бубнова

Руководитель научно-аналитического производства, Московского Центра

Наталия Бубнова являлась руководителем научно-аналитического производства Московского Центра Карнеги.