Источник: Getty
Брошюра

Некоторые итоги реализации государственной политики повышения энергоэффективности в России. Что дальше?

С принятием нового законодательства в области повышения энергоэффективности процесс реализации потенциала энергосбережения в России должен был сдвинуться с «мертвой точки». Однако именно после принятия этого законодательства темпы снижения энергоемкости в России существенно замедлились.

 Олег Плужников
20 января 2014 г.
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

С принятием нового законодательства в области повышения энергоэффективности процесс реализации потенциала энергосбережения в России должен был сдвинуться с «мертвой точки». Однако именно после принятия этого законодательства темпы снижения энергоемкости в России существенно замедлились. Это замедление вызвано, с одной стороны, недостатком финансовых средств для реализации мер по повышению энергетической эффективности и неэффективностью принимаемых Правительством России отдельных решений, с другой — исчерпанием потенциала снижения энергоемкости за счет структурных преобразований.

Ключевые темы

  • Повышение энергетической эффективности развитыми и некоторыми развивающимися странами рассматривается как основное направление модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности, как главный вектор выхода из финансово-экономического кризиса. С этой целью используются самые современные механизмы государственного регулирования и поддержки, включая торговлю выбросами.
     
  • Спустя годы после принятия федерального законодательства уровень энергоэффективности российской экономики по-прежнему сохраняется на весьма невысоком уровне. Потенциал энергосбережения в России реализуется крайне слабо. Меры, направленные на сбор информации (энергоаудиты, установка счетчиков и т.д.) и введение ограничений на оборот неэффективного оборудования ламп накаливания, дали определенный положительный эффект, но в целом по сектору энергопотребления он оказался весьма незначительным.
     
  • Законодательством об энергосбережении практически проигнорированы два ключевых сектора экономики — промышленность (включая энергетику) и транспорт. Действующие инструменты стимулирования реализации энергоэффективных проектов задействованы слабо. Замораживание тарифов при всех своих положительных результатах приводит к сокращению инвестиционных программ предприятий, в том числе в области энергоэффективности. Очевидно, что использование экономических инструментов государственной поддержки и стимулирования энергоэффективных проектов крайне необходимо при действующих ставках кредитования.

Рекомендации

  • Необходим пересмотр ряда действующих положений законодательства в области повышения энергоэффективности. В первую очередь – в сфере проведения энергетических обследований предприятий и реализации энергосервисных соглашений (последнее больше относится к бюджетному законодательству).
     
  • Следует обратить внимание на два ключевых (с точки зрения уровня энергопотребления) сектора российской экономики — энергетику и транспорт.
     
  • Применение новых энергоэффективных технологий — высокорискованное с коммерческой точки зрения предприятие, без государственной поддержки обреченное на провал. Опыт предоставления госгарантий для проектов результата не дал, и, вероятно, не даст в дальнейшем, как бы ни совершенствовался этот механизм.  Вместе с тем при внесении минимальных изменений в действующее законодательство станет возможным субсидирование проектов «а-ля Киотский протокол». В будущем их поддержка может осуществляться на основании мирового опыта введения систем углеродного регулирования.

Олег Плужников — заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).


Читать полный текст
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.