Российские нефтяные компании рассматривают вопросы, связанные с сокращением выбросов метана, в первую очередь с точки зрения рентабельности подобных проектов и возможности утилизации попутного газа.

Проблеме снижения выбросов метана был посвящен семинар, который провел Московский Центр Карнеги совместно с Агентством США по охране окружающей среды (U.S. EPA), Тихоокеанской северо-западной национальной лабораторией (PNNL) при Министерстве энергетики США и Всемирным фондом дикой природы в России (WWF Russia), а также при поддержке Shell-Russia. Со вступительным словом выступили Анна Бессонова (Московский Центр Карнеги) и Крис Ласковски (посольство США в России). В мероприятии участвовали представители нефтяных и газовых компаний: Крис Ратбан (Shell), Эрик Макдональд (HY-BON Engineering Company), Антон Михайлов («Баштекс»), Торлейф Хаугланд (Carbon Limits), Юрий Паламарчук («ЛУКОЙЛ»), Михаил Петросов (ТНК-BP), Григорий Акшонов («СИБУР»), Иван Черняховский («Сахалин Энерджи»), Гретта Акопова («Газпром ВНИИГАЗ»). Также участие в семинаре приняли Анастасия Мишустина (ICF International, от имени Агентства США по охране окружающей среды), Александр Мартынов (эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА»), Алексей Книжников (WWF Russia) и Мередидд Эванс (Тихоокеанская северо-западная национальная лаборатория).

Модераторами мероприятия были Анжелика Васильева (Shell-Russia), а также А. Книжников и М. Эванс.

Участники поделились практическим опытом по сокращению выбросов метана, а также обсудили проблемы и возможности, связанные с сокращением объемов сжигания попутного газа и устранением утечек.

Газ как источник энергии

Мировая тенденция использования экологически чистых и безопасных источников энергии свидетельствует о том, что роль газа в мировом энергетическом балансе может возрасти в скором будущем. При этом, напомнила А. Бессонова, российским компаниям надо быть готовыми к тем вызовам, которые принесет тенденция создания низкокарбонового будущего.

Роль метана

  • Метан как опасность. Метан является вторым по объемам выбросов парниковым газом после оксида углерода. Как отметил К. Ласковски, 20% всех выбросов приходится на долю метана. Метан оказывает более мощный эффект на окружающую среду, чем СО2. Основной объем выбросов метана в промышленности приходится на добычу и транспортировку углеводородов, а также их переработку, подчеркнула М. Эванс.
     
  • Метан как возможность. Существующие технологии по сокращению выбросов метана являются экономически выгодными. Метан — как попутный газ — можно использовать в качестве источника энергии на собственных предприятиях или продавать. Как подчеркнула М. Эванс, первый шаг в проектах по сокращению выбросов — это анализ утечек метана. Существующие технологии позволяют улавливать легкие фракции в хранилищах сырой нефти, а также сокращать объемы выбросов при добыче, перекачке и переработке газа. М. Эванс отметила, что в США используется автоматическое регулирование и контроль над выбросами метана на скважинах.

Сокращение выбросов метана: международный и российский аспект

  • Международные переговорные площадки. Пока идет разработка нового всеобъемлющего договора по сокращению выбросов парниковых газов в рамках РКИК (Рамочной конвенции ООН об изменении климата), российское правительство решило приостановить свои количественные обязательства в Киотском протоколе второго периода, рассказал А. Книжников. Тем не менее, отметил он, вопросам сокращения выбросов метана уделяется особое внимание в рамках Арктического совета, членом которого является и Россия.
     
  • Внутренние цели России по сокращению выбросов. Правительство РФ поставило цель увеличить к 2020 году долю возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе до 4%. Перед российскими нефтегазовыми компаниями была поставлена цель сократить к 2012 году объем выбросов метана до 95%, сказал А. Книжников. Хотя не все компании смогли выполнить данное обязательство в срок, они будут продолжать работу по уменьшению эмиссий метана.

Проблемы, связанные с сокращением выбросов метана в России

  • Неэффективность учета метана. В Росстат предоставляется общая информация по выбросам метана. Эти данные не показывают источников выбросов. В этой связи А. Книжников подчеркнул, что в России отсутствует эффективная методика учета метана, унифицированная с международными методиками.
     
  • Проблема утилизации попутного газа. В основном компании используют попутный газ как топливо для собственных нужд. Отсутствие таких технологий, как GTL (технологии по переводу газа в жидкое состояние), не дает возможность транспортировать попутный газ до потребителей с удаленных месторождений, прокладка газопроводов с которых экономически невыгодна, указал М. Петросов. Помимо этого, в российском законодательстве не предусмотрена система льгот для утилизации попутного газа и отсутствует дифференцированный подход к старым и новым месторождениям. М. Петросов добавил, что компаниям невыгодно продавать излишки электроэнергии, полученной при использовании попутного газа, в единую энергетическую систему по государственным тарифам.
     
  • Недопоставки компрессорного оборудования. В нефтегазовом секторе сокращение объемов выбросов метана зависит не столько от необходимости дополнительных вложений, сколько от своевременных поставок компрессорного оборудования, используемого при улавливании попутного газа, подчеркнул Ю. Паламарчук.

В целом, заключил А. Книжников, российские компании смотрят на проблему сокращения выбросов метана с точки зрения возможности его утилизации и экономической выгоды. Метан является коммерческим продуктом, и компаниям может быть выгодно сокращать его выбросы. Для этого необходимо создать для компаний такие условия, чтобы они нашли привлекательные для себя решения по снижению выбросов метана.