В прессе

Анализ испытания китайского гиперзвукового планирующего аппарата 7 августа 2014 г.

7 августа 2014 г. Китай провел испытание гиперзвукового планирующего аппарата, однако, судя по всему, это испытание было неудачным.

 James M. ActonКэтрин Дилл, Джеффри Льюис
Автор
Arms Control Wonk
 on 4 сентября 2014 г.
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

Источник: Arms Control Wonk

На берегу озера в одной из пустынь Внутренней Монголии, примерно в 200 км к юго-востоку от Ордоса — города-призрака, где в 2012 г. проводился конкурс «Мисс Мира», находится китайский курорт под названием «Горячие ключи Булун Ху» (布龙湖温泉度假区). В 11 утра 7 августа отдыхающие, надо полагать, занимались тем, чем обычно занимаются туристы на таких курортах. Наверно, какая-нибудь молодая парочка из Пекина купалась в горячих источниках, наслаждаясь роскошным завершением долгого пути по пыльным дорогам Внутренней Монголии. А пенсионер из Ордоса, устав смотреть «нарезку» с конкурса «Мисс Мира» в передаче «Доброе утро, Ордос», предавался более интересному досугу — ловил рыбу в озере. Может быть, на лугу рядом с курортом пастух вывел овец пощипать травку. Одно можно сказать с уверенностью: никто из них не знал, что в буквальном смысле свалится на них с неба через несколько минут.

Первым свидетельством того, что случилось нечто ужасное, стал звук — оглушительный грохот падения. К счастью, гадать о том, что увидели отдыхающие, нам не нужно: некоторые из них сфотографировали эту картину — высокий столб красноватого дыма над пустыней. Кое-кто даже подобрался к месту крушения и заснял его. Даже непосвященному, должно быть, было очевидно, что разбросанные по поверхности обломки принадлежат какой-то ракете.

Эти снимки с мобильных телефонов почти сразу же появились в Интернете. Впрочем, с китайских сайтов, где их разместили, они очень скоро были стерты. Но это же Интернет — оттуда ничего нельзя удалить полностью.

Китайские интернет-источники очень быстро связали падение ракеты с испытаниями китайского гиперзвукового ракетно-планирующего аппарата, получившего в Пентагоне обозначение WU-14 — известно, что он уже испытывался как минимум один раз, в январе 2014 г. (технически обозначение WU-14, вероятно, относится ко всей системе — ракетному ускорителю и планеру, но фактически оно стало названием планирующего аппарата).

Основываясь на этих слухах, Билл Герц из «Washington Free Beacon» опубликовал 19 августа довольно паническую статью. Использовал он, судя по всему, в основном китайские интернет-источники, хотя сослался, не называя имен, и на двух американских официальных лиц, подтвердивших, что речь идет об испытании WU-14. Через три дня в «South China Morning Post» появилось сообщение, что испытание закончилось неудачей. То же утверждали и китайские интернет-источники, но Герц об этом не упоминал, косвенно давая понять, что обломки — нормальный результат испытания.

Выясняется, что об испытании 7 августа существует масса открытой информации. Это позволяет нам определить точное место крушения и высказать несколько важных соображений о том, что произошло в этот день в отдаленном уголке Внутренней Монголии: почти наверняка это был тест гиперзвуковой системы WU-14, и он, вероятно, оказался неудачным. В общем же плане наш анализ показывает, что китайская программа по созданию гиперзвукового планера носит куда менее амбициозный характер, чем американский проект AHW — работы над гиперзвуковым планером, который был испытан через 18 дней после WU-14, и тоже неудачно.

1. Геолокация места крушения

Обломки ракеты упали в одном из населенных районов Внутренней Монголии. Да, там живут люди. И почему вы смеетесь?

Среди обломков четко просматривается ракетный ускоритель с надписью «Аэрокосмическое управление КНР» (中国航天). Часть фрагментов, вероятно, относится к двигателю — возможно, YF-22, применяемому во второй ступени ускорителя «Великий поход». Более того, клубы красного дыма, судя по всему, вызваны сгоранием топлива N2O4/UDMH, используемого в первых двух ступенях всех ракет «Великий поход» (см. 3:13—3:18). Это говорит о том, что к тому моменту, как ракета уступила силе земного притяжения (по плану или в результате сбоя), в ней оставался значительный объем неистраченного топлива.

Посты в китайских социальных сетях давали хорошее описание места падения — если вы знакомы с низовым уровнем административного деления Внутренней Монголии или хотя бы имеете доступ к Википедии.

«Ху» означает озеро, а их в пустыне Гоби не так много. (Хорошо, технически это Ордосская пустыня. Гоби находится рядом.)

Многие снимки обломков и дымного столба, судя по всему, сделал один и тот же человек, находившийся поблизости от места крушения, а затем перебравшийся на курорт «Горячие ключи Булун-Хо». Ракетное топливо крайне токсично, поэтому не стоит удивляться, что, по данным социальных медиа, власти эвакуировали местных жителей и отдыхающих из района крушения в помещения курорта. Удивляет другое: как местным жителям удалось сделать фото, которые затем были размещены в Интернете.

Курорт «Горячие ключи Булун Хо» — недавно построенный комплекс для экотуризма, там имеются бассейны с водой из геотермальных источников и другая инфраструктура. О курорте есть много информации в Интернете — как в местных новостных сообщениях, так и на сайте проектировщика. Вот его снимок, демонстрирующий своеобразную архитектуру зданий.

На схеме курорта предусмотрены также лодочные причалы, но к тому моменту, когда делались его спутниковые снимки, большинство из них еще не было построено.

Еще снимки курорта «Горячие ключи Булун Ху». При чем тут динозавры, нам неведомо.

Три снимка дымного столба явно были сделаны в окрестностях курорта — один с дороги к главному входу, другой с территории комплекса (фотограф стоял лицом к востоку), третий — с берега озера. Снимал, вероятно, один и тот же человек. На всех трех фото очертания дымного облака одинаковы: это говорит о том, что точки съемки были расположены недалеко друг от друга. Снимки согласуются и с данными об эвакуации людей на территорию курорта — возможно, фотограф был один из них. Кто-то, наверное, сделал снимки перед въездом в комплекс, потом на его территории и, наконец, отправился к озеру, чтобы здания не загораживали картину. Впрочем, речь может идти и о разных фотографах.

Первый снимок можно привязать к месту с относительной точностью. Заасфальтированные шоссе в этом регионе встречаются нечасто. Более того, на правой обочине видны прямые ряды зеленых насаждений параллельно дороге. На спутниковых снимках мы обнаруживаем такие же посадки перед главным входом в комплекс «Горячие ключи Булун Ху».

Топографическую привязку второго снимка можно сделать с большой уверенностью. Необычный дизайн зданий, особенно купола — характерная черта комплекса. Более того, расположение зданий на снимке соответствует плану курорта «Горячие ключи Булун Ху».

Последнюю серию снимков — с лодочного причала — можно привязать с относительной точностью. Когда были сделаны спутниковые снимки, причалы еще не строились, хотя проект их предусматривал. Форма причалов на плане соответствует той, что мы видим на снимках. Более того, причал на фото выглядит временным сооружением — на его боку прикреплены шины, чтобы лодки не бились об него. На некоторых снимках курорта просматривается нечто вроде временных причалов. Впрочем, само наличие озера, достаточно обширного для того, чтобы плавать по нему в лодках, — довольно редкое явление для пустыни.

 

В совокупности снимки позволяют предположить, что место крушения находится в нескольких километрах к востоку от курорта «Горячие ключи Булун Ху». Далее мы можем использовать три расположенных недалеко друг от друга места съемки для триангуляции вероятного места падения планера.

На первом снимке линия прямой видимости идет точно вдоль асфальтированной дороги. На втором она расположена прямо на восток через территорию комплекса и его здание, расположенное на западном краю. Третья серия снимков сделана с озера, а здания комплекса остаются за рамкой. Таким образом, приблизительное место крушения находится примерно в 6 км к востоку от курорта Булун Ху: его координаты — 38°55’16" северной широты и 107°34’54" восточной долготы.

2. Анализ районов падения

Еще одним источником информации об испытании служат уведомления для летчиков о районе падения обломков, выпущенные китайской стороной. Официальных источников по отмененным международным уведомлениям не существует, но мы получили их из двух важных источников: блога KKTT и zarya.info. Помимо закрытия части международного воздушного коридора китайские власти заявили о двух запретных для пролета зонах: ниже на карте они обозначены желтым цветом.

Прежде всего, запуск, очевидно, проводился с космодрома Тайюань (американское разведывательное сообщество называет его Учжай, по имени соответствующего уезда, и именно отсюда происходит аббревиатура WU в обозначении WU-14), а не с космодрома Цзюцюань, как сообщалось первоначально. Позднее СМИ исправили эту ошибку, но место запуска и без того можно четко вычислить по расположению и ориентации запретных зон. Кроме того, на китайских сайтах публиковались и снимки запуска с Тайюаня, подходящие по времени. Наконец, запускать планер с Цзюцюаня на восток не имеет смысла, поскольку он прошел бы над густонаселенными районами.

Делать дальнейшие выводы трудно, поскольку помимо двух запретных зон, показанных на карте, наверняка существовали и другие районы, куда должны были упасть обломки. Если носителем была двухступенчатая ракета, что представляется вероятным и подтверждается теми, кто отслеживает запуски, их должно было быть четыре: два для ступеней, один для обтекателя и один для планера. Даже если мы ошибаемся и ракета была одноступенчатой (списанная «Дунфэн-3», перекрашенная в гражданские цвета, что-то в этом роде), запретных зон имелось бы три.

Анализ имеющейся в нашем распоряжении ограниченной информации проще всего было бы начать с наиболее очевидного, но скорее всего неверного истолкования: что восточная запретная зона — это место падения первой ступени, а западная предназначена для второй. Зоны падения ступеней ракет, как правило, бывают тем обширнее, чем дальше по траектории они расположены. А поскольку западная зона меньше восточной по размеру и отличается от нее по очертаниям, скорее всего речь идет не о районах падения двух ступеней.

Мы думаем, что западная зона представляет собой конечный пункт испытания, а восточная, вероятно (но не наверняка), — предполагаемое место падения второй ступени.

Ассоциировать западную запретную зону с конечной точкой полета можно по двум причинам — и мы не первые, кто пришел к такому выводу. Во-первых, она достаточно компактна по размеру (особенно перпендикулярно маршруту полета), а значит, объект, который там приземлится, должен был быть управляемым. Во-вторых, располагать конечный пункт дальше по траектории было бы неразумно, поскольку местность там становится гористой, что крайне осложнило бы поиск точного места приземления планера.

Определить восточную запретную зону как район падения второй ступени мы можем с меньшей уверенностью. Во-первых, на месте крушения можно, хотя и не точно, идентифицировать обломки именно второй, а не первой ступени. Более того, в ходе испытаний ракетно-планирующих систем в США первая ступень ускорителя запускалась почти вертикально. В результате район ее падения находился менее чем в 100 км от места запуска. После этого ракета быстро меняет угол тангажа, чтобы траектория стала более пологой. (Вы уже наверняка спрашиваете: «Зачем?». Ответ, вероятно, можно найти в работе Лизбет Гренлунд и Дэвида Райта об аэродинамической нагрузке при «сформированной» и «симметричной» настильной траектории МБР.)
Если китайский ускоритель следовал по аналогичной траектории, восточная запретная зона, находящаяся примерно в 600 км от точки запуска, вероятно, является районом падения второй ступени. Тем не менее нельзя полностью исключать вероятность, что там должна была упасть первая ступень или обтекатель.

Центры обеих запретных зон и точка запуска расположены почти с идеальной точностью на одной прямой (красная линия на карте), представляющей собой наиболее вероятный заданный курс. Место крушения находится примерно в 5 км к югу от красной линии: это позволяет предположить, что ракета потеряла управление и, прежде чем упасть, отклонилась от заданной траектории. Впрочем, есть и другая возможность — маршрут полета носил искривленный характер (в конце концов, одним из главных предполагаемых преимуществ планирующих систем является маневренность на среднем участке траектории), и тогда место крушения расположено прямо на нем. Синяя линия показывает, как мог бы выглядеть такой курс.

Помимо этого о траектории трудно сказать что-то еще: для ее моделирования недостает слишком многих параметров. Один из интригующих вариантов, который нам подсказали, — что вторая ступень могла использоваться для снижения планера, чтобы повысить его скорость: как утверждает Джонатан Макдоуэлл, именно так поступают русские, испытывая новые головные части для МБР (см. подробнее). Этот маневр мог бы объяснить, почему в целом надежный укоритель, например, CZ-2C, дал сбой (что, видимо, и произошло по причинам, которые мы изложим ниже). Стоит, однако, подчеркнуть, что имеющиеся данные соответствуют и более традиционным траекториям, не позволяя сделать вывод, каким был курс ракеты в период работы второй ступени.

Последнее наблюдение заключается в том, что место крушения находится в некотором отдалении от объявленной запретной зоны, и возникает важный вопрос: разбилась ли ракета, не долетев до этой зоны (что свидетельствовало бы о каких-то неполадках), или она упала там, где и планировалось, — в необъявленной зоне? Ни то, ни другое исключать нельзя, но представляется маловероятным, что обломки оказались в расчетном, но не задекларированном районе падения. В 40 км от места крушения проходит установленный воздушный коридор (зеленая линия на карте), и поиск уведомлений на расстоянии в две морские мили от курорта выводит именно на этот маршрут. Это позволяет предположить: если бы обломки ракеты упали там, где планировалось, Китай объявил бы эту зону запретной.

3. Итак?

Предлагаем читателям три вывода и определенную пищу для размышлений.

Целью запуска почти наверняка было испытание гиперзвукового планирующего аппарата. Сам по себе этот вывод — не открытие, но мы можем представить конкретные доказательства в его подтверждение. Во-первых, космические запуски, за одним важным исключением, ориентированы на восток, чтобы воспользоваться вращением Земли. Китай следует этой практике, и в западном направлении производит в основном испытательные пуски ракет. Более того, можно с уверенностью сказать, что 9 января 2014 г. Китай испытывал гиперзвуковой планер. Об этом недвусмысленно заявлял один высокопоставленный американский чиновник. Признали это и китайские власти, хотя не так однозначно. Благодаря zarya.info у нас есть данные о запретных зонах в ходе январского теста. Точнее, следует говорить о запретной зоне, потому что она была только одна, но при этом совершенно идентичная восточной запретной зоне на испытаниях 7 августа. Это позволяет обоснованно предположить, что в обоих случаях испытывался WU-14. (Почему в январе была объявлена только одна запретная зона, непонятно).

Испытание 7 августа, вероятно, было неудачным. Этот вывод подтверждается тремя фактами. Во-первых, обломки вряд ли упали там, где планировалось: ведь речь идет о зоне, где в радиусе нескольких километров находится ряд построек, в том числе курортный комплекс. Во-вторых, в ракетной ступени (или ступенях), разбившейся вблизи курорта, оставалось довольно много топлива. В-третьих, место крушения находится за пределами объявленного района падения (а китайские власти, вероятнее всего, объявили бы запретной зону возле курорта, если бы обломки должны были упасть именно там).

Ни один из этих доводов по отдельности нельзя считать окончательным. Но в совокупности они, судя по всему, подтверждают информацию, полученную «South China Morning Post» из «двух источников, близких» к китайским вооруженным силам, — испытание провалилось. Более того, если это так, то неудача скорее всего была вызвана какой-то проблемой с ускорителем, и планер по всей видимости не успел от него отстыковаться. (Не напоминает ли вам это результаты других недавних тестов гиперзвукового планера?)

Программа WU-14, похоже, носит куда менее амбициозный характер, чем американский проект AHW. Местонахождение вероятного конечного пункта китайского испытания 7 августа говорит о том, что предполагаемая дальность полета должна была составить 1750 км: это первая реальная информация о характеристиках китайского планера. Для сравнения: американский AHW был в ноябре 2011 г. успешно испытан на дальности 3800 км. В ходе недавнего неудачного теста 25 августа AHW планировалось испытать на дальности 6000 км с маневрированием на сотни километров отклонения от траектории. В ходе последнего испытания в Китае полет, похоже, проходил строго по прямой.

Таким образом, Соединенные Штаты, похоже, явно опережают Китай в разработке гиперзвуковых планирующих аппаратов — что неудивительно, поскольку усилия в этой области они предпринимают уже давно. Это, однако, противоречит озвучиваемой в СМИ версии о том, что Китай перегоняет США. Пример: необоснованное утверждение, что китайский планер обладает вдвое большей скоростью, чем AHW.

Наконец, кое-какая пища для размышлений: в чем состоит значение использования Китаем ускорителя на жидком топливе?

Поскольку Китай все больше переходит на твердотопливные баллистические ракеты, использование жидкостного ускорителя для испытания планирующей системы стало неожиданностью — по крайней мере для нас. Вот два возможных объяснения. Во-первых, если китайский планер имеет слишком большую массу, жидкое топливо необходимо для достижения требуемой скорости. (Так как жидкое топливо, как правило, дает бóльшую удельную тягу, определенное количество такого топлива способно разогнать объект до более высокой скорости, чем аналогичная масса твердого топлива.) Например, Россия в ходе испытаний ядерных боеголовок использует жидкостный ускоритель для имитации скорости входа МБР в атмосферу.

Второй вариант — не исключающий первый — состоит в том, что китайцы, возможно, намерены размещать планирующие системы на жидкостных ракетах. Это было бы интересно, поскольку в Китае такие ракеты используются исключительно как средства доставки ядерного оружия. Данный факт позволяет предположить, что планер должен обеспечить преодоление китайскими ядерными боеголовками американской системы ПРО. Об этом, кстати, 30 января 2014 г. заявил Ли Фьюэлл из Национального аэрокосмического разведцентра США на заседании Комиссии по мониторингу экономических вопросов и вопросов безопасности в американо-китайских отношениях. Основания для такого утверждения он не приводил, но, возможно, имел в виду именно вид топлива.

Оригинал статьи

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.