Мероприятие

Презентация выпуска журнала International Affairs, посвященного России

3 февраля 2012 г.
Москва
Российская Федерация включила Фонд Карнеги за международный мир в список «нежелательных организаций». Если вы находитесь на территории России, пожалуйста, не размещайте публично ссылку на эту статью.

IMGXYZ3530IMGZYXРоссия сталкивается с многочисленными трудностями в экономическом и политическом плане, в том числе на международной арене, и, возможно, в ближайшем будущем ее ждут болезненные испытания. Ситуация в России стала главной темой нового номера (январь 2012 г.) англоязычного журнала International Affairs, который издается экспертно-аналитическом центром Chatham House (Великобритания). В Московском Центре Карнеги состоялась презентация данного номера журнала, на которой выступили Джеймс Никси (Chatham House), Павел Баев (Международный институт исследований проблем мира, Норвегия), а также двое из числа авторов статей, вошедших в «российский» номер журнала, — Аркадий Мошес (Финский институт международных отношений) и Сергей Алексашенко (программа «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги). Вел мероприятие председатель программы «Общество и региональная политика» Московского Центра Карнеги Николай Петров.

Fri. February 3rd, 2012 9:00 AM - 10:00 AM EST

Преемственность и перемены в российской внешней политике

Первая сессия была посвящена внешней политике России.

Возвращение Путина: последствия для России и для мира

  • Путинская система. Дж. Никси указал, что сейчас России необходима модернизация в широком смысле: улучшение бизнес-среды, верховенство закона, институциональные реформы. Однако первоочередной задачей Владимира Путина, возвращающегося на пост президента, является сохранение персонифицированной системы власти, построенной за последние 12 лет. Реальные политические перемены разрушат эту систему. Тем не менее, по мнению Дж. Никси, выборы 2011-2012 гг. — это начало конца режима Путина: страна уже столкнулась с многочисленными протестами, и следующая волна протестов неизбежна (хотя реальная, прочно организованная оппозиция еще не появилась).
     
  • Внешняя политика современной России. Дж. Никси обратил внимание на то, что желание России быть международным игроком резко контрастирует с тем, как ее видят другие страны. На международном уровне способность России выступать «в более тяжелой весовой категории» на западном, восточном и южном направлениях уменьшается. Российско-американская «перезагрузка», по мнению докладчика, лишена конкретного содержания, а отношения с Европой, за редкими исключениями, оставляют желать лучшего. Бывшие советские республики стараются проводить многовекторную внешнюю политику, а в худшем случае — отвергают Россию. При этом, по словам Дж. Никси, перспективным направлением для осуществления международного влияния России является Арктика.

Дж. Никси подчеркнул: российская элита не может приспособиться к меняющимся реалиям, и вполне вероятно, что это приведет к «неконтролируемым внеплановым событиям» по всей стране с негативными последствиями для всего международного сообщества.

Европейское направление российской политики в период президентства Медведева. Сохранится ли компромисс?

  • Несостоявшийся прорыв. Как напомнил А. Мошес, с начала президентской кампании Дмитрия Медведева и вплоть до саммита НАТО в Лиссабоне в 2010 г. Европа ожидала прорыва в отношениях с Россией и появления «новой парадигмы отношений». Ожидания европейцев основывались на четырех факторах:

    • разговорах о необходимости модернизации в России;
       
    • осознанном Россией росте Китая и вызовах, связанных с этим ростом;
       
    • завершении расширения НАТО на восток, что сняло огромный политический раздражитель в отношениях РФ и Запада;
       
    • «перезагрузке» отношений РФ и США.
       
    Однако, подчеркнул А. Мошес, прорыва не произошло, а нынешняя российская внешняя политика не сильно отличается от той, что была четыре года назад. 
     
  • Европейский компромисс. Несмотря на отсутствие изменений в российской внешней политике, восприятие России в Европе за последние четыре года изменилось: по словам А. Мошеса, в отношениях Россия — Европа больше нет нервозности и тревоги. По мнению докладчика, это объясняется тем, что Европа пошла на определенный компромисс: она предоставляет России пространство для действий и не вмешивается в ее внутренние дела, но при этом жестче, чем до 2008 года, защищает от российского вмешательства свой «ареал» (по мнению А. Мошеса, эта линия поведения со стороны Европы будет укрепляться).
     
  • Новые тенденции. А. Мошес отметил, что сейчас в отношения РФ и Европы вернулся разговор о юридических обязательствах России как члена международных организаций, что означает ограничение политики «двойных стандартов». Кроме того, стали ощутимо меняться отношения в сфере энергетики, так как роль России в газообеспечении Европы падает.
     
  • Россия и западная часть постсоветского пространства. По мнению А. Мошеса, Россия не является безальтернативным центром притяжения для Белоруссии, Украины и Молдавии. В отношениях с Киевом Москва не решила базовые вопросы — от газовой проблемы до общей парадигмы отношений. В Молдавии за последние два года произошло явное сокращение влияния России. Что же касается Белоруссии, то, как отметил А. Мошес, президент Александр Лукашенко пытается найти возможность вернуться к той многовекторной политике, которую он проводил до 19 декабря 2010 года — дня, когда когда были жестко подавлены массовые акции протеста против итогов президентских выборов.

В целом, заключил А. Мошес, имидж России и как потенциальной проблемы, и как потенциального партнера размылся. Отношения Европы с Россией стали формироваться «по инерционному признаку».

Аркадий Мошес

Fri. February 3rd, 2012 9:00 AM - 10:00 AM EST

Экономика и энергетика

Темой второй сессии стала экономическая и энергетическая ситуация в России, рассмотренная в международном контексте.

Экономическая повестка дня для России до 2020 г.

  • Замедление темпов роста. С. Алексашенко отметил, что российская экономика вышла на докризисный максимум, однако выходом из кризиса считается «не достижение докризисного максимума, а возвращение на докризисную траекторию». В настоящее же время наблюдается тенденция к замедлению темпов роста экономики, и это является большой проблемой для российских властей.
     
  • Демографическая ловушка. В ближайшие 20-25 лет Россию ожидают значительное сокращение численности населения и рост количества пенсионеров, приходящихся на одного работающего, отметил С. Алексашенко. Но решать эту проблему за счет привлечения мигрантов из стран Средней Азии неправильно, поскольку это низкоквалифицированные кадры, которые не помогут России двигаться вперед.
     
  • Сырьевая зависимость. С. Алексашенко напомнил, что российская экономика сильно зависит от нефти и газа и конъюнктуры мировых цен на них. Почти половину налоговых поступлений в бюджет обеспечивают экспортная пошлина на нефть, газ и нефтепродукты и налог на добычу полезных ископаемых (нефти и газа). Сейчас Россия столкнулась с проблемой: увеличить добычу на старых нефтяных месторождениях уже нельзя — и в то же время невозможно найти деньги на освоение новых. При нынешнем уровне цен и налоговой нагрузке у нефтяных компаний нет ресурсов, чтобы добывать больше нефти. Любое решение этой проблемы будет болезненным для бюджета, подчеркнул С. Алексашенко.
     
  • Место России в мире. В современном «глобальном» мире у России и ее экономики нет очевидных конкурентных преимуществ. Поэтому, указал С. Алексашенко, важная задача для РФ на ближайшие десять лет — понять, какую нишу она сможет занять на мировом рынке.

Будущее российской энергетической политики

  • Возрастающая роль газа. По мнению П. Баева, происходящие в настоящее время значительные сдвиги в области глобальной энергетики (быстрый рост новых производителей энергоресурсов — Катара, Австралии, в возможной перспективе — Ливии; необходимость перевести угольную энергетику Китая на газ; возросшая роль американского сланцевого газа) показывают, что наступает «золотой век» газа. Постепенно приходит понимание необходимости диверсификации в газовой отрасли, а в дальнейшей перспективе — перехода к рыночным ценам на газ (это не нравится России).
     
  • Российский газовый сектор. П. Баев указал на «отсутствие политического внимания» в газовом секторе РФ. В результате Россия, являющаяся мировым лидером по запасам газа, уступает рынок шаг за шагом. Также П. Баев заметил, что для России — непозволительная роскошь иметь такого «газового монстра» и монополиста, как «Газпром».

Павел Баев

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
event speakers

Джеймс Никси

Аркадий Мошес

Сергей Алексашенко

Член научного совета, Московского Центра, Программа «Экономическая политика»

Сергей Алексашенко, бывший заместитель министра финансов РФ и первый заместитель председателя Центрального Банка РФ, являлся экспертом программы «Экономическая политика».

Павел Баев

Николай Петров

Former Scholar-in-Residence, Society and Regions Program, Moscow Center

Nikolay Petrov was the chair of the Carnegie Moscow Center’s Society and Regions Program. Until 2006, he also worked at the Institute of Geography at the Russian Academy of Sciences, where he started to work in 1982.